Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

В программе «Семейный час» на «Дорожном радио» обсудили проблему конфликта поколений

22.09.2021

22 сентября в эфире «Дорожного радио» прозвучал выпуск программы «Семейный час», посвященный теме конфликта «отцов и детей». Разобраться в тонкостях борьбы поколений слушателям помогали психологи, кандидаты наук, доценты факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Рикель и Александра Долгих. Вместе с ведущим они рассказали о том, в чем суть конфликта «бумеров», «зумеров» и «миллениалов» и как им найти точки соприкосновения в повседневной жизни.

Результаты традиционного опроса в социальных сетях «Дорожного радио» еще раз подчеркнули существующий разрыв между поколениями. На вопрос «Как вы оцениваете увлечения современной молодежи?» подписчики ответили так:

  • 36% – Считаю полной ерундой;

  • 29% – Наблюдаю с интересом, но не участвую;

  • 19% – Положительно. Я многому учусь у своих детей;

  • 11% – Увлечения молодежи мне безразличны;

  • и 5% пообещали оставить свой вариант в комментариях.

Действительно, подростки и взрослые не соглашаются друг с другом во множестве вопросов. Одним из камней преткновения становится молодежный сленг – родители зачастую просто не понимают, о чем говорят их дети. И, конечно, некоторых это раздражает.

«У каждого поколения – свой язык, свой сленг», – комментирует ситуацию социальный психолог Александр Рикель. Он считает, что бороться с подростками за «чистоту языка» так же бессмысленно, как и пытаться использовать в своей речи их слова. Гораздо лучше – научиться прислушиваться друг к другу, разговаривая каждый по-своему и уважая собеседника.

«Мы не должны пытаться мимикрировать, мы должны попытаться понять, почему они это делают, дать им на это право. И тогда все претензии сойдут на нет», – уверен эксперт.

Еще одно разногласие современных «отцов» и «детей» заключается в том, что старшее поколение хочет привить молодежи любовь к чтению, в то время как последние больше увлечены гаджетами и видеороликами из Интернета.

Обсуждая эту проблему, специалист в области психологии образования и педагогики Александра Долгих предупреждает родителей, что просто заставить детей читать не получится, необходимо подкреплять свою позицию доводами о пользе чтения, желательно из личного опыта:

«Если дома читают книги за закрытой дверью от ребенка, то каким образом он должен в принципе увидеть, что дома читают, и понять, что это значит для родителей? Ребенку нужны аргументы – и это нормально», – говорит она.

В свою очередь, Александр Рикель предлагает доносить информацию о пользе чтения до детей и молодежи так, чтобы привлекать и удерживать их внимание:

«Давайте жить дружно и учиться говорить на языке друг друга. И если молодежь говорит на языке ТикТока, коротких роликов, то можно долго говорить: “Почему вы книжки не читаете?” Они начнут их читать, если вы им на языке трехсекундных роликов покажете, что это очень круто».

Среди главных причин недопонимания между детьми и родителями эксперты назвали тот факт, что представители разных поколений выросли в разных исторических, технологических и экономических условиях, а также недостаток эмпатии с обеих сторон. Действительно, осуждая друг друга, и подростки, и взрослые часто не стремятся прочувствовать эмоции и ценности другого участника конфликта.

Александр Рикель призвал детей и родителей помнить о главном умении взрослого человека, которое необходимо и тем, и другим:

«В подростковом периоде одно из самых значимых ощущений для ребенка – это ощущение собственной взрослости и значимости. Это было, есть и будет… И одна из историй про ощущение себя взрослым человеком – это про умение поставить себя на место другого. Эта просьба может стать педагогическим манипулятивным приемом со стороны родителей. А если убрать этот прием, то это захочется сказать человеку в любом возрасте».

Александра Долгих рекомендовала старшим воздержаться от оценок и нотаций, а вместо этого постараться вовлечь младших в доверительный разговор даже в трудной ситуации:

«Когда мы видим, что с ребенком что-то не так, не надо сразу давать ему свое мнение, что вам это не нравится, потому что это закроет ребенка от вас навсегда, он пойдет к тому, кому это нравится. А за того человека мы с вами отвечать не можем. Начать нужно, конечно, с обсуждения, что произошло. Может быть, с ненавязчивой истории про себя самого в этом возрасте. Тогда это ребенка расположит».

Психолог напомнила, что для выстраивания взаимного доверия необходимо исключить обесценивание переживаний друг друга, а родителям – с самого начала стараться воспитывать детей согласованно и последовательно, чтобы разные значимые взрослые в семье задавали примерно одинаковые правила поведения в обществе. Она уверена: обеим сторонам конфликта стоит помнить, что они не всегда правы.

«Что есть воспитание? Мы все-таки должны понимать, что это не только сделать удобства для себя, чтобы наше родительство было комфортным. Мы должны понимать, что воспитываем человека, которому жить в будущем. И иногда то, что нам кажется правильным для построения жизни, ему никак не пригодится, а, может быть, только навредит», – предупредила эксперт родителей.

В рубрике «Звездное мнение» певица Юлия Савичева рассказала о своих подростковых разногласиях с отцом и подтвердила, что стала иначе смотреть на их причины, став старше.

«Конфликт поколений есть всегда – и это нормально. Я сама это проходила. Просто каждому возрасту – свои мысли в голове. И пока ты не пройдешь определенных испытаний жизненных, ты не поймешь многих вещей со стороны взрослых, мамы с папой или дедушки с бабушкой», – поделилась она с молодыми слушателями «Дорожного радио».

А мы желаем детям и их родителям взаимопонимания, терпения и умения слушать друг друга. И напоминаем, что следующий эфир программы «Семейный час» состоится 29 сентября в 20:00 и будет посвящен теме «Дополнительное образование для детей».

Присоединяйтесь, будет интересно!


Программа «Семейный час» подготовлена Институтом воспитания РАО совместно с редакцией Дорожного радио при поддержке Министерства просвещения РФ.