Министерство просвещения Российской Федерации

Концепция наставничества в РФ до 2030 года

21.08.2025

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 года №1264-р утверждена Концепция развития наставничества в России на период до 2030 года и план мероприятий по её реализации.

Подробно о том, зачем разработана концепция и об основных её положениях рассказала Екатерина Ковригина, старший преподаватель кафедры публичного и частного права Института экономики и права ПетрГУ, эксперт Федерального центра «Профилактика».

В документе выделены различные формы и виды наставничества.

Формы наставничества:

• индивидуальная форма («наставник – наставляемый»);

• коллективная форма («наставник – коллектив наставляемых», «коллектив наставников – наставляемый», «коллектив наставников – коллектив наставляемых»).

Виды наставничества:

• наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе;

• наставничество в сфере труда;

• лидерское наставничество;

• социальное наставничество и другие.

Комплексная профилактическая работа предполагается именно в сфере наставничества в молодёжном и детско-взрослом коллективе.

Цель такого наставничества – поддержка наставляемого, оказание помощи в выборе профессии и социальной адаптации, получении образования, привлечение к созидательному труду, а также формирование у наставляемого традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Основными принципами наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе являются:
  • индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;

На практике это предполагает понимание уникальности своего подопечного, включающее в себя создание атмосферы, в которой формируются доверительные отношения между наставником и наставляемым, адаптация методов к потребностям конкретного наставляемого, постановка индивидуальных целей.

  •  добровольность, в том числе участие наставников наставляемых на добровольной основе;
  • конфиденциальность, в том числе соблюдение прав наставляемых на защиту их личной информации;
  • профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;
  • гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;
  • системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;

Все участники — государственные органы, школы и другие заинтересованные стороны — должны работать сообща, чтобы достичь общих целей. Для этого нужно согласовать действия и разработать единый план.

Чтобы эффективно решать задачи, важно, чтобы все участники профилактики общались и обменивались информацией. Только так можно достичь нужных результатов.

Системное наставничество учитывает все аспекты жизни ребенка и предполагает его долгосрочное сопровождение, поддержку на всех этапах.

  • профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения, а не только на реагирование на уже возникшие проблемы.

Это означает: выявление факторов риска с помощью наставничества, формирование позитивных установок, обучение навыкам конструктивного решения проблем - без прибегания к агрессии или другим формам антисоциального поведения.

Акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения в рамках наставничества позволяет не только защитить подопечного от негативных последствий, но и внести вклад в создание более безопасного и благополучного общества.
При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников привлекаются следующие граждане Российской Федерации:
  • участники молодежного и детско-взрослого коллектива в целях получения наставляемыми актуальной информации, необходимой для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;
  • представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;
  • педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которые состоят на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, включаются граждане Российской Федерации, прошедшие подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, а также педагогические и социальные работники.

При этом, в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, не могут быть включены граждане, которые:

1) в соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации не допускаются к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;

 2) в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций;

 3) в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны иностранными агентами.

Одной из ключевых целей развития наставничества для несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа, является создание эффективных механизмов взаимодействия всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая наставников, организации, осуществляющие образовательную деятельность, некоммерческие организации, организации, участвующие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других участников, задействованных в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Такое взаимодействие направлено на обеспечение комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, объединение усилий всех заинтересованных сторон и создание единого пространства поддержки, способствующего успешной социализации, реабилитации и интеграции подростков в общество, в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В наставничество в отношении детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, вовлечен ряд институтов гражданского общества, но важны прежде всего позитивный образ и ролевая модель самого наставника, гражданина и патриота России, человека, имеющего опыт, достижения и заслуги.

В связи с этим значимой задачей является создание условий для привлечения в качестве наставников (в том числе для несовершеннолетних) ветеранов боевых действий, а также лиц, принимавших участие в специальной военной операции.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как с наставником из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и с наставником, не являющимся участником молодежного и детско-взрослого коллектива.

Заключение

Таким образом, проанализировав Концепцию развития наставничества в РФ на период до 2030 г. и план мероприятий по её реализации, стоит отметить, что ее целью является определение госполитики в сфере наставничества «для развития человеческого капитала и гражданского общества». Среди задач выделены обобщение лучших наставнических практик, разработка единых подходов к реализации наставничества, а также совершенствование механизмов взаимодействия государственных и общественных институтов.

Среди направлений содействия развитию наставничества указаны развитие цифровой платформы, проведение конкурсов и фестивалей для популяризации наставничества, разработка образовательных программ для наставников и поддержка некоммерческих организаций (НКО), участвующих в наставнической деятельности.

В документе указано, что к 2030 году не менее 70% государственных и муниципальных образовательных организаций должны внедрить наставничество. Не менее 10% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, должны иметь наставников, что является объективным целевым показателем.