20.10.2021
20 октября 2021 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «О повышении эффективности деятельности сети организаций, обеспечивающих специальную профилактическую работу с несовершеннолетними, и внедрение современных технологий реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних. Организация профилактической работы в следственных изоляторах, воспитательных колониях и уголовно-исполнительных инспекциях».
В мероприятии приняли участие:
Анастасия Ковалёва, руководитель сектора реализации и сопровождения проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Института воспитания РАО;
Юлия Костыряченко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России;
Александр Воронцов, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК;
Андрей Шмидко, начальник управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России;
Сюзанна Кирильчук, президент «Фонда помощи заключенным»;
Елена Коробкова, начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;
Сергей Мороз, начальник УФСИН России по городу Москве;
Александр Ветров, начальник УФСИН России по Московской области;
Марина Сукманова, начальник ФКУ УИИ УФСИН России
по городу Москве;
Александр Новиков, начальник ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области;
Сергей Леонов, Председатель ОНК по Московской области;
Георгий Волков, Председатель ОНК по городу Москве;
Фёдор Ушков, Руководитель рабочей группы общественного совета при Уполномоченном при Президенте по правам ребёнка;
Владимир Шабардин, уполномоченный по правам ребёнка Кировской области;
а также начальники СИЗО и воспитательных колоний из разных регионов России.
Во время круглого стола участники обсудили методы воспитательной работы с осужденными несовершеннолетними как офлайн, так и онлайн (в том числе в формате кинопедагогики); рассказали о мерах поддержки подростков в колониях и СИЗО, а также поговорили о необходимости ресоциализации таких людей.
Кроме того, Анастасия Ковалёва отметила, насколько важно не прерывать образовательный процесс несовершеннолетних заключенных. И продолжать учёбу не только в колониях, но и в СИЗО:
«Пока в законе «чёрным по белому» написано: в СИЗО только самообразование*. Но ведь самообразованием могут заниматься даже далеко не все взрослые сознательные люди… А в колонию, хочу отметить, попадают ребята, которые совсем уж не стремятся к обучению. Поэтому самообразование в условиях СИЗО вообще недопустимо. Здесь должно быть только обязательное образование, когда к осужденным приходит учитель, который объясняет предмет, даёт необходимые материалы, спрашивает домашние задания».
Особое внимание эксперты обратили на то, что за последние 10 лет число несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, сократилось почти в 5 раз.
«Если уже человек попал, то, соответственно, там проводится полный курс именно работы с ним, чтобы вернуть его в общество вне зависимости от того, по какой статье он осужден и как он совершил преступление… Но основная задача – работать над тем, чтобы подросток туда не попал», – объяснил Александр Воронцов.
Также специалисты рассказали о первичной профилактике правонарушений среди подростков и об инструментах работы с ними.
А так как более 60 процентов всех осужденных – это школьники, в заключение диалога участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо направить еще больше усилий на работу с подростками.
*Согласно Статье 80 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021):
«2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования».