Министерство просвещения Российской Федерации

VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования завершил свою работу

18.11.2020

Сегодня, 18 ноября, завершился VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования. В нем приняли участие более 34 тысяч человек из всех регионов России. Работа Съезда была организована по шести направлениям: «ФГОС дошкольного образования», «Воспитание и развитие детей раннего возраста», «Инклюзивное дошкольное образование», «Воспитатель будущего», «Информационное пространство дошкольного детства», «Преемственность детского сада и начальной школы». По итогам анализа материалов тематических секций и дискуссионных площадок будет выработана резолюция, которая отразит ключевые направления государственной политики в сфере дошкольного образования.

«Мы приступаем к работе над финальным текстом резолюции, в которую войдут наиболее важные темы всех шести секций, которые проходили в течение двух дней Съезда. В ходе его организации и проведения мы постарались максимально учесть все аспекты, которыми комплексно планируем заниматься в ближайшие годы», - сказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре на обсуждении проекта резолюции Съезда.

Она поблагодарила модераторов, спикеров и слушателей площадок за плодотворную работу. «Для нас важно, как дошкольное образование развивается на местах, интересны ваши исследования, рекомендации и успешные практики. Со своей стороны, мы продолжим изучать темы раннего возраста, дошкольного образования и преемственности воспитания от 0 до 18 лет, интегрировать в воспитательные процессы вопросы инклюзии. Поэтому надеюсь, мы будем оставаться на связи, взаимодействовать, обмениваться опытом и экспертным мнением», - заявила Агре.

Начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Наталья Костюк считает, что широкий состав участников Съезда позволил не только представить актуальное видение разных направлений дошкольного образования, но и лучше узнать эффективные региональные практики.

«Мы обобщим все поступившие в проект резолюции предложения. Только так она станет механизмом активного взаимодействия со всеми участниками Съезда. Это наш первый шаг работы к результатам деятельности, которую мы вели с вами в течение двух дней», - уверена Костюк.

Замдиректора Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Минпросвещения Надежда Родина отметила, что хорошее начальное образование всегда базируется на качестве дошкольного образования. А также она отдельно остановилась на функциях и проектах, которые осуществляет Академия.

«Академия будет координировать работу и задавать вектор развития создаваемой Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы сопровождения, которая должна отвечать запросам педагогических работников. В регионах будет создаваться инфраструктура методического сопровождения. Это не только существующие институты развития образования и повышения квалификации, но и укрепление региональных учебно-методических объединений, создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», - рассказала Родина.

Каждая секция подготовила свои предложения в резолюции.

Директор Национального института качества образования Ирина Федосова рассказала, что участники секции «ФГОС дошкольного образования» уделили большое внимание проблемам организации образовательной среды в детских садах и участию в совместной деятельности взрослых и детей.

«Для выполнения сложных задач, которые были поставлены стандартом, по мнению участников, необходимо сфокусироваться на развитии кадрового потенциала системы дошкольного образования, представить педагогам возможность профессионального развития и приобретения навыков, которые требуются в высококачественной образовательной среде», - отметила Федосова.

В работе секции «Воспитание и развитие детей раннего возраста» приняли участие коллеги из Белоруссии, которые рассказали об особенностях стратегического развития дошкольного образования в области раннего возраста. Проблемы и перспективы двух стран схожи. Об этом заявила ведущий научный сотрудник Института воспитания, кандидат педагогических наук Анна Теплова.

«Целая часть секции была посвящена предметно-пространственной среде. Эта тема поддерживается нашим институтом. Мы разработали методические рекомендации и готовы продолжать эту работу. Мы услышали предложения о единых требованиях и рекомендациях, еще более конкретной предметно-пространственной развивающей среды», - объяснила Теплова.

По словам директора Института коррекционной психологии Татьяны Соловьевой, участники секции, посвященной инклюзивному дошкольному образованию, в одном из предложений в резолюцию обратили внимание на необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью.

«Когда родители понимают особенности постепенного включения в образовательную среду их ребенка с особыми образовательными потребностями. А остальные - понимают важность развития всех детей в условиях поликультурной среды. Важно оформить все это в виде инструктивно-методических материалов понятным родителям языком», - выразила мнение секции Соловьева.

Модератор секции «Воспитатель будущего: компетенции и профессиональные стандарты», ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО, кандидат психологических наук Вера Ряшина отметила широкую представленность регионов среди участников секции. В работе приняли участие, как заведующие дошкольных образовательных организаций, так и представители профильных колледжей и вузов, институтов развития образования, управлений образованием.

«Участники секции отдельно остановились на потенциале инновационных площадок – многозадачной формы сотрудничества между научным сообществом и практиками, позволяющей проводить совместные исследования, разработку и проведение научно-прикладных исследований, новых проектов развития образования. Также была отмечена необходимость проведения дополнительных научных исследований, направленных на изучение вопросов воспитания», - сказала она.

Декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова добавила, что коллеги также поддержали преемственность курсу, который был задан на предыдущем Съезде работников дошкольного образования и те имеющиеся уже положительные тенденции в реализации государственной политики в области подготовки кадров для системы дошкольного образования.

Ректор Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук Нина Федина отметила, что секция «Информационное пространство дошкольного детства в цифровую эпоху: риски и преимущества» стала одной из наиболее актуальных и работает на перспективу. Она напомнила, что ни дистанционное, ни электронное образование не рассматриваются в качестве замены традиционному очному обучению, а служат исключительно сопутствующим и вспомогательным инструментом.

В проект резолюции Съезда предложено включить рекомендации регионам для создания условий как каровых, так и материально-технических для применения дистанционных образовательных технологий при реализации программ дошкольного образования.

VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования организован Министерством просвещения РФ совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Академией Минпросвещения России. На открытии с приветственным словом перед участниками пленарного заседания выступил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он отметил, что ведомство будет уделять пристальное внимание системе дошкольного образования и поддержке воспитателей.