Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования начал свою работу

17.11.2020

Свою работу начал VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования. Для участия в нем зарегистрировались порядка 25 000 человек из всех регионов России.

С приветственным словом перед участниками пленарного заседания выступили представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных и профессиональных объединений.

Модерировала работу пленарного заседания Съезда и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре.

Основная тема Съезда «Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования».

В своем видеообращении Министр просвещения России Сергей Кравцов обратил внимание участников Съезда на то, что система дошкольного образования в России – одна из самых сильных и признанных в мире.

«В этот непростой для всех нас год работа детских садов и яслей не останавливалась ни на минуту, тем самым, оказав непомерную поддержку родителям. Взаимная поддержка позволила не только сохранить здоровье наших детей, но также помогла преодолеть все трудности, с которыми мы внезапно столкнулись», – отметил глава ведомства.

Кравцов добавил, что Минпросвещения будет уделять пристальное внимание системе дошкольного образования и поддержке воспитателей. «Будем строить новую инфраструктуру, проводить конкурсы профессионального мастерства, окажем поддержку в повышении квалификации и реализации творческих идей», – заключил министр.

В работе пленарного заседания Съезда приняла участие заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Обращение к участникам направили председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, депутат Госдумы Алена Аршинова, председатель Общероссийского профсоюза образования Меркулова Галина.

К работе съезда присоединилась Ирина Каржова, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь, которая зачитала приветственный адрес участникам и гостям съезда от имени министра образования Республики Беларусь – Игоря Карпенко.

«Взаимообмен опытом в сфере дошкольного образования всегда актуален как внутри страны, так и на международном уровне. Работа съезда предоставит возможность педагогическим работникам обменяться опытом, станет эффективной площадкой для обсуждения актуальных вопросов дошкольного образования двух стран».

Заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк напомнил, что по традиции на Съезде планируется обсудить наиболее актуальные вопросы, касающиеся дошкольного образования и определить векторы его развития как на ближайшие два года, так и долгосрочную перспективу.

«Сегодня более 7 миллионов воспитанников получают дошкольное образование, а также присмотр и уход», – рассказал замминистра просвещения России. Отдельно он остановился на реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3- лет», в рамках национального проекта «Демография», который направлен на создание дополнительных мест в детских садах для детей в возрасте до 3-х лет, а также федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей», который входит в национальный проект «Образование».

По его словам, большое внимание Министерство также уделяет оказанию комплексной психолого-педагогической и методической консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование, и повышению психолого-педагогической компетентности родителей, а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций. 

Для удобства и информирования родителей функционирует федеральный портал информационно-просветительской поддержки.

«Во исполнение поручений Президента РФ о достижении 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет при поддержке федерального центра регионами реализуются мероприятия данного федерального проекта», - рассказал Виктор Басюк.

По его словам, именно благодаря реализации мероприятий федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в среднем по стране на 1 ноября составляет 88,01%.

Он отметил, что стопроцентная обеспеченность достигнута 10 регионах, в 36 – она составляет от 88 до 99 процентов, в 38 субъектах показатель находится в интервале значения от 55 и выше. Особую озабоченность по обеспечению доступности дошкольного образования вызывает Республика Дагестан.

«Не менее важным остается вопрос доступности образования и для детей в возрасте от 3 до 7 лет», – напомнил Виктор Басюк.

Для детей этого возраста доступность дошкольного образования в среднем по стране на 1 ноября 2020 года составляет более 99,03% процентов. Вместе с тем, по его словам, остается почти 58 975 человек, которые не обеспечены местами в детских садах. Наиболее актуален этот вопрос для 5 субъектов, где показатель доступности менее 95%.

«Для мониторинга доступности дошкольного образования с 2014 года создана информационная система, которая в ежедневном режиме позволяет оперативно и достоверно собирать информацию о доступности дошкольного образования в каждом регионе», - рассказал замминистра просвещения РФ.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Анзор Музаев рассказал о разработанной ведомством концепция мониторинга качества дошкольного образования.

«Сейчас более 40 регионов в экспериментальном режиме проводят мониторинг в соответствии с усовершенствованной редакцией концепции. Со следующего года мониторинг будет проводиться во всех регионах страны. Нам с вами предстоит большая работа. Надеемся на плодотворное взаимодействие и сотрудничество», – обратился Музаев к участникам Съезда.

В свою очередь, и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре отметила важность этой работы. «Действительно, это очень важная работа, в первую очередь для нас, родителей, которым сложно самостоятельно выбрать учреждение и оценить качество его работы. В данном случае очень важно, чтобы у родителей была уверенность в качественной подготовке, общей высокой культуре воспитания», – сказала она.

Также Агре рассказала о том, что для Института изучения детства, семьи и воспитания в части апробации новейших методик и проведении исследований особенно ценно взаимодействие с дошкольными учреждениями и воспитателями из регионов России.

«Мы планируем выстроить систему сотрудничества с экспертами и наладить работу экспериментальных площадок и взаимодействие с ними по всей стране, чтобы наука была практико-применима и четко отвечала на потребности, существующие сегодня в образовательной среде», – рассказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Она подчеркнула важность продолжения коммуникаций и рабочего взаимодействия между спикерами и слушателями, которые в эти дни вместе работают в рамках Съезда, добавив, что результаты каждой из тематических секций лягут в основу дальнейшей работы Института.

Отдельно и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания остановилась на значимости взаимодействия сферы образования и органов законодательной власти.

«Взаимодействие сферы образования и законодательной власти – важная задача для всех уровней, от муниципального до федерального. Это необходимо для того, чтобы при принятии важнейших документов таких как бюджет на будущий год и плановый период, изменения в действующее законодательство максимально учитывались интересы сферы образования, сохранялось социально ориентированное бюджетирование, поддерживались и распространялись лучшие образовательные и воспитательные практики», - отметила Наталья Агре.

В пленарном заседании Съезда приняла участие советник Министра просвещения России Татьяна Волосовец, которая выступила перед участниками с темой: «Воспитательный компонент основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций – обновление содержания и методическое обеспечение».

Волосовец напомнила, что летом текущего года были приняты поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которые закрепили основные направления воспитательной работы в рамках деятельности всех образовательных организаций. Также советник Министра просвещения России остановилась на основных новеллах закона. Одна из основных поправок заключается в расширении самого понятия «воспитание».

«Впервые появляются советы обучающихся, советы родителей, которые наделены правом принимать участие в разработке рабочих программ и календарных планов воспитательной работы», - рассказала она.

Говоря о ФГОС, она напомнила, что его целеполагание заключается в комплексном и системном подходе к воспитанию, развитию и обучению ребенка.

Татьяна Волосовец отметила, что в ближайшей перспективе необходимо усилить внимание к возникающим ситуациям социального риска, осуществлять меры по профилактике и предотвращению их влияния на социализацию детей, реализовать комплекс мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, что позволит обеспечить позитивную динамику воспитательной ситуации в России, сбережение детства.

При этом обновление воспитательного процесса возможно с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций.

О развитии системы дошкольного образования и перспективах ликвидации очереди в Кузбассе выступила Министр образования и науки Кузбасса Софья Балакирева.

Директор АНО дополнительного образования «Национальный институт качества образования» Ирина Федосова в своем выступлении отметила, что ФГОС дошкольного образования является одним из самых сильных документов, затрагивающих основы полноценного развития каждого ребенка, формирование ценностей здорового образа жизни, инициативности, ответственности для чего необходимо создать благоприятную образовательную среду.

С приветственным словом от коллектива ФИРО РАНХиГС и руководителя Школы антропологии будущего, доктор психологических, профессора, академика РАО Александра Асмолова к участникам Съезда обратился исполняющий обязанности директора ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук Евгений Малеванов.

В своем выступлении он отметил, что имя ФИРО неразрывно связано с ФГОС ДО. Институтом актуализированы авторские программы, которые размещены на официальном сайте, разработан инструментарий оценки качества дошкольного образования, проведены исследования возможности дистанционного формата образовательной деятельности для детей дошкольного возраста в реальном времени.

«Сейчас одиннадцатиклассники готовятся сдаче единого государственного экзамена в непростых условиях введения карантинных мер. Более уверенно чувствуют себя те из них, кому посчастливилось получить качественное дошкольное образование. Будущие результаты юных россиян: и образовательные и профессиональные закладываются во многом на этапе дошкольного образования».

VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования организован Министерством просвещения РФ совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Академией Минпросвещения России.

Он будет проходить в течение двух дней 17–18 ноября в онлайн-режиме.