Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Сплав мечты и технологий: шоу профессий познакомило школьников с космической отраслью

10.12.2020

В ходе шоу школьников знакомят с разными профессиями, в том числе которым можно обучиться в профессиональных образовательных организациях. Проект реализуется Министерством просвещения РФ совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Институтом развития профессионального образования в рамках Всероссийских «Открытых уроков» федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».

Четвертая серия шоу профессий «Поехали!» была посвящена космической отрасли. Вместе с командами-участниками зрители узнали о космической навигации, производстве космических аппаратов, строительстве космодромов, международном сотрудничестве. в области освоения космоса. А также понаблюдали за соревнованиями команд компетенции «Инженерия космических систем», в ходе которых участники за ограниченное время самостоятельно разработали систему развертывания и управления модели космического аппарата – искусственного спутника Земли.

Благодаря развитию космической отрасли у жителей Земли появилась возможность узнавать погоду, не выходя из дома, звонить друзьям на другой континент. Многое из того, что сегодня кажется нам привычным, стало доступно именно благодаря развитию космических технологий. Связать свою профессию с этой отраслью может каждый, для этого не обязательно становиться космонавтом, а можно на Земле заниматься разработкой новых технологий для освоения космоса.

Независимым экспертом соревнований выпуска «Поехали!» стал директор департамента развития персонала и сопровождения проектов госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин. Приветствуя ребят перед стартом выполнения заданий, он отметил, что космонавтика – особенная сфера деятельности человека.

«Мы сегодня с вами говорим о космонавтике – это интегральное технологическое направление, которое включает в себя множество разных технологий. Например, такие популярные сегодня, как робототехника, искусственный интеллект, биотехнологии. И она только набирает обороты и интерес к себе. Во-вторых, это сфера деятельности человека требует от него разных компетенций – это сплав мечты и технологий. С одной стороны, нужно быть мечтателем, который умеет помыслить и добиваться желаемого, обладает необходимым кругозором и широтой мышления. С другой стороны, это воплощение этих мечтаний и планов в жизнь – надо уметь довести свою мечту до конкретного результата и придумать этот путь, по которому до него нужно дойти. Каждый из вас наверняка мечтал о полете в космос, в небо, сделать свой инженерный проект. И сегодня у вас такая возможность есть, благодаря Шоу профессий, благодаря развитию компетенции инженерии космических систем», – сказал Шишкин.

Он пожелал ребятам удачи и успехов, а также как можно больше узнать о новинках в отечественной и мировой космонавтике.

Отметим, инженерия космических систем – важная часть космической отрасли, в ней задействовано множество профессионалов самых разных специальностей – робототехника, разработка спутников и измерительных систем, проектирование.

Соревнование в этой компетенции потребовало от участников навыков программирования, 3D-моделирования и работы с радиоэлектроникой, их оценивал руководитель направления «Инженерия космических систем» в Политехническом колледже им. Н. Н. Годовикова, менеджер компетенции WorldSkills Александр Макаров.

«Сегодня вы как маленькое конструкторское бюро попробуете решить задачу по разработке системы развертывания и управления солнечными батареями малого космического аппарата. Для этого вам понадобятся ваши навыки конструктора-проектировщика, инженера-радиоэлектронщика, и, конечно же, навыки системного программиста, а также паяльное оборудование, радиоэлементы», - поставил задачу эксперт.

Также он обратил внимание на необходимость отказаться от использования земного притяжения для раскрытия панели, оно должно проходить так же, как в космическом пространстве.

Работы участников оценивались по следующим направлениям: сложность выполненной конструкции, наличие всех элементов радиоэлектроники и вспомогательных систем.

Перед выполнением основного задания в специализированной программе участники произвели численное моделирование полета спутника, это помогло им определить влияние площади солнечных панелей и их расположение на обеспечение энергобаланса на борту.

«Это очень интересно и полезно», – уверены ребята. Также они отметили важность командной работы и взаимовыручки.

Участники из Звездного городка рассказали, что у них не было возможности не увлечься космосом. «В Звездном городке находится всемирно известный Центр подготовки космонавтов. Невозможно не увлекаться астрономией, космонавтикой и в целом техническими науками. Для нас это больше, чем хобби», – рассказали они.

Маленькие космические аппараты, подобные тем, над которыми работали ребята, создаются под вполне серьезные научные задачи. С помощью космических малышей можно проводить биологические эксперименты: изучать атмосферу Земли или следить за передвижением судов и наземного транспорта. Также они экономят время, а относительно доступная стоимость способствует их использованию в образовательных целях.

В завершение выпуска Александр Макаров отметил, что специальность инженера космических систем можно получить во многих вузах России с космическим уклоном. Для того, чтобы стать инженером в космической отрасли, нужно глубже изучать физику, математику, программирование, а также специальные предметы: устройство конструкции космических аппаратов, механика небесного тела и др.