Министерство просвещения Российской Федерации

Институт воспитания инициирует создание кодекса воспитания для педагогов и родителей

17.05.2021

Институт изучения детства, семьи и воспитания провел первое мероприятие из ранее анонсированной серии круглых столов для родителей. Вместе с экспертами представители Института обсудили необходимость конструктивного диалога между педагогическим сообществом, родителями и детьми.

Цель круглых столов – обсудить сложившуюся ситуацию, определить проблемы, риски и их причины, выработать предложения органам государственной и муниципальной власти по улучшению ситуации в сфере защиты детей школьного возраста.

В работе круглого стола 17 мая приняли участие представители из аналитического центра НАФИ, Национальной родительской ассоциации, «Союза отцов», «Азбуки счастливой семьи», «Гильдии профессионалов образования» и др.

Обсуждались следующие темы:

  • Агрессивное поведение в образовательной среде;
  • Проектная деятельность родительских ассоциаций, направленная на семейное воспитание и формирование родительских компетенций;
  • Согласованность и доверие между родителями, учителями и детьми;
  • Основные условия результативного взаимодействия семьи и педагогического коллектива в современной школе;
  • Школы осознанного родительства и ранняя профилактика семейного неблагополучия;
  • Проведение просветительских и обучающих мероприятий, в том числе для родителей учащихся, по вопросам самостоятельного изучения истории семьи и воспитания.

«Чтобы ожидания родителей и педагогов от совместного процесса воспитания детей были обоснованы, необходимо создать кодекс взаимодействия родителей и образовательных организаций. На экспериментальных площадках у нас есть возможность провести исследование: собрать обратную связь с регионов, провести аналитическую работу, а затем представить в Минпросвещения России проект такого кодекса», – директор Института воспитания Наталья Агре.

Было озвучено мнение, что внимание общества и государства к семьям с детьми возникает только в тяжелое время, и это необходимо изменить. В то же время, по данным исследований 68% взрослых людей считают, что легкое насилие в адрес детей – это нормально. Многие мамы быстро «выгорают», но стесняются обратиться за помощью. В связи с этим, необходимо научить родителей просить о помощи, когда им сложно воспитывать собственных детей. Быть родителями не учат в школах, но практика показывает, что курсы осознанного родительства необходимы. У детей, в свою очередь, тоже есть запрос на корректное выстраивание взаимоотношений внутри семьи.

Прозвучал запрос на сбор образовательного контента для педагогов, который помог бы им правильно взаимодействовать с родителями. Минпросвещения России планирует провести форум классных руководителей, и отдельная сессия будет посвящена работе школы с родителями.

По итогам круглого стола была намечена траектория работы с родителями и педагогами. В дальнейшем будет разработан документ, который станет основанием для взаимодействия между образовательными организациями и родителями. Представителям СМИ будут направлены письма о сотрудничестве. Эксперты, принимавшие участие в круглых столах, смогут поучаствовать и в разработке программ воспитания. А обратную связь по программам воспитания можно оставить уже сейчас в соответствующем разделе сайта Института воспитания.

В мероприятии приняли участие:

  • Наталья Агре, директор Института воспитания РАО;
  • Александра Снидко, заместитель директора по реализации проектов Института воспитания РАО;
  • Виктор Голованов, главный научный сотрудник Института воспитания РАО;
  • Роза Адрианова, ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;
  • Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований, аналитический центр НАФИ;
  • Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной Родительской Ассоциации;
  • Алексей Чегодаев, директор по развитию МОО поддержки института семьи и традиционных семейных ценностей «Союз отцов»;
  • Елена Бачева, учредитель ЧОУ ДПО «Академия родительского образования», Пермский край;
  • Диана Машкова, основатель «Азбука счастливой семьи»;
  • Елена Иванова, директор Фонда в поддержку материнства «Быть мамой»;
  • Наталья Михальченкова, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО;
  • Екатерина Андрюшина, психолог ГБУ города Москвы Психоневрологический интернат №22;
  • Ирина Соколова, педагог-психолог ФГБНУ Колледж Росрезерва;
  • Екатерина Акинина, руководитель АНО ДПО «Гильдия профессионалов образования»;
  • Ольга Седых, федеральный куратор Всероссийской организации родителей детей-инвалидов «ВОРДИ»;
  • Лев Маренко, руководитель Инициативно-Творческой группы «Переезд — Не Праздник!!!»;
  • Татьяна Гаврилова, директор по развитию Ассоциации Безопасного Вождения.