Министерство просвещения Российской Федерации

Состоялись рабочие встречи по воспитанию в Калининграде, Майкопе и Барнауле

24.12.2021

20 и 23 декабря 2021 года состоялись рабочие встречи по воспитанию с федеральными кураторами, тьюторами, педагогическими командами по направлениям работы с образовательными организациями еще в трех регионах Российской Федерации – экспертов из Института воспитания РАО встречали специалисты в городах Калининград, Майкоп и Барнаул.

Целью этих встреч является создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и повышения их уровня профессионального мастерства в разработке программ воспитания.

В рамках каждого мероприятия участники изучили алгоритм взаимодействия между федеральными кураторами, тьюторами и педагогическими командами, получили возможность познакомиться с актуальными направлениями и утвержденными документами по воспитанию, реализуемыми Институтом воспитания РАО, а также консультации специалистов, разработавших примерные рабочие программы воспитания для разных уровней образования. Кроме того, как показала практика, региональные встречи стали важными площадками для обмена опытом и лучшими практиками по воспитанию среди педагогов и сотрудников образовательных организаций.

Встреча в Калининграде 20 декабря была посвящена работе с дошкольными общеобразовательными организациями и школами региона. Ее провели:

  • Анна Теплова, к. п. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;

  • Анна Бояринцева, к. п. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;

  • Елена Клемяшова, к. п. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО.

«Ребенок дошкольного возраста в детском саду живет. Он там живет не один, а вместе с воспитывающим взрослым, с воспитателем. И, возможно, воспитатели еще и меняются в середине дня, а он как жил, так и живет, любит их, как своих родителей. И поэтому собрать, как конструктор, и построить некую свою программу воспитания в детском саду невозможно. Воспитание там необходимо вырастить, и создать из этого стройную органичную систему, внутри которой ребенок воспитывается. При этом важно учитывать особенности возраста: воспитание трехлетнего и воспитание пятилетнего ребенка, и семилетнего – разные абсолютно пути и методы. Все эти вопросы говорят, что система воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это система органичная, она должна там выстроиться, спроектироваться и начать жить вместе с ребенком и воспитателем», – рассказала участникам секции команд дошкольных образовательных организаций Анна Теплова.

«В этом году нам выпала нелегкая задача: составить проект рабочей программы воспитания. И сейчас проходит серия региональных встреч по воспитанию. После того, как с нашим проектом познакомятся все регионы, мы учтём и внесём все предложения и комментарии, и у нас появится окончательный вариант. Также хочу вас попросить: у нас на сайте института наша программа рабочая находится, и там тоже можно оставлять свои комментарии, мы их тоже очень внимательно изучаем и параллельно вносим. Вот тот проект программы, который мы с вами прослушаем сегодня, – это основа. Уже в программу внесены некоторые изменения, и ещё будут вноситься по итогу нашей сегодняшней встречи», отметила Елена Клемяшова на секции команд образовательных организаций во время рабочей встречи.

Встреча в Барнауле также состоялась 20 декабря и была посвящена работе с региональными организациями среднего профессионального образования. Ее провели:

  • Светлана Осадчева, к. э. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;

  • Елена Столбова, к. п. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;

  • Зарина Дадаян, начальник отдела по работе с общественными организациями и региональному взаимодействию Института воспитания РАО.

«Встреча в Алтайском крае проходила в том числе по просьбе представителей образовательных организаций в плановом порядке Института воспитания в рамках внедрения программ воспитания в профессиональные образовательные организации. С точки зрения общего подхода эта встреча носила плановый характер. Но, что необходимо здесь отметить, представители Алтайского края выглядят более мотивированными, более погруженными в проблематику, с учетом того, что в 2020 году они занимались адаптацией общеобразовательной программы воспитания. Эта встреча была крайне важна для внутренней коммуникации и выявления актуальных вопросов. В целом диалог получился позитивным, присутствует единодушие, понимание того, что нам делать, и самое главное осталось впечатление, что коллеги согласны работать и сотрудничать с нами», – прокомментировала Светлана Осадчева прошедшую рабочую встречу по воспитанию.

Встреча в Майкопе состоялась 23 декабря и была посвящена работе с региональными дошкольными общеобразовательными организациями и школами. Ее провели:

  • Светлана Осадчева, к. э. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;

  • Анна Бояринцева, к. п. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО;

  • Елена Клемяшова, к. п. н., ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО.

На мероприятии присутствовал Рамазан Афаунов, заместитель Министра образования и науки Республики Адыгея, и Фатима Тхагова, к. п. н., доцент, директор ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации».

«Наш регион стал пилотным по апробации рабочих программ воспитания. Команда из нашей Республики прошла обучающее мероприятие, и сейчас у нас работает 12 тьюторов. Это те люди, которые могут именно поделиться вопросами по внедрению программы воспитания. Программы воспитания на территории Республики Адыгея внедряются с 1 сентября 2021 года и за этот период, по заказу Министерства образования и науки Республики Адыгея, нами, Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации, было проведено 5 обучающих мероприятий. Мы уже обучили 516 заместителей директоров, классных руководителей, педагогов-организаторов. И как результат сегодня к нам приехали коллеги из Института воспитания РАО», – сказала Фатима Тхагова в своем выступлении.

«В новом году перед нами стоят вот такие востребованные задачи: воспитать высоконравственного человека, который принимает, осознает культурные традиционные ценности многонационального народа России, который является патриотом своей страны, своей Родины. Сегодня очень отрадно говорить об этом, роль воспитания в России и мире повышается, и большую роль в развитии воспитания в нашей стране осуществляет Институт воспитания РАО. Ученые института разработали ряд программ, и в частности проект программы воспитания школьников, главные акценты программы – это прежде всего духовно-нравственное развитие наших детей, мы ставим акцент на усиление воспитательного потенциала урока, что очень важно, на создание и поддержание уклада школы, на наследие и традиции культуры многонационального народа России», – рассказала участникам секции команд дошкольных образовательных организаций Елена Клемяшова.

«Коллеги, у нас с вами большая задача. Воспитание сейчас – это государственная политика. Мы с вами в системе образования, и у нас с вами дети, и только от нас с вами будет зависеть, какое общество будет встречать наших детей и наших внуков. Вот программы воспитания об этом. Мы с вами должны включиться в перезагрузку воспитания, мы много и хорошо работали, но почему-то этот запрос появился. И ключевое здесь – нам с вами нужно понять, как учебный процесс документировать в части внедрения воспитания в нашу учебную деятельность», – подвела итоги встречи Светлана Осадчева.

Ещё больше новостей от Института воспитания РАО ищите по хештегам: #институтвоспитания #открытыеурокирф #открытыеродительскиесобрания