16.12.2021
15 декабря 2021 года в онлайн-формате состоялась Международная научно-практическая конференция «Язык и актуальные проблемы образования», посвященная 85-летию доктора педагогических наук, академика МАНПО и главного научного сотрудника Института воспитания РАО Оксаны Семеновны Ушаковой.
Именинницу по праву можно назвать «человеком-эпохой»: Оксана Семеновна уже несколько десятилетий активно участвует в развитии педагогической науки, она является автором более 450 научных работ и книг по развитию речи у дошкольников, под ее руководством защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций, а на протяжении 2021 года ею велась работа по созданию новой программы «Родник», направленной на интеграцию речевого развития с различными аспектами воспитания детей дошкольного возраста.
«Вся моя научная жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания и потом с другими институтами, в которые преобразовался этот Институт. Менялись названия, менялись люди, но неизменным оставалось одно — развитие речи дошкольника никто никогда не отменял. И эта проблема как была одной из важнейших, так она и осталась», – отметила Оксана Ушакова в своем выступлении.
Она рассказала о новизне, актуальности и основных особенностях программы «Родник», которая в настоящее время проходит апробацию на базе Института воспитания РАО при непосредственном участии в исследовании как самой Оксаны Семеновны, так и ее коллег из Института воспитания РАО и детских садов Москвы. В дальнейшем планируется работа по созданию и других частей программы для разных возрастных этапов развития речи: методических рекомендаций, рабочих тетрадей, конспектов занятий и речевых игр, а также рекомендаций по работе с родителями.
При этом главное в программе «Родник» в частности и в развитии речи в целом, по словам Оксаны Семеновны, – это активность самого ребенка и участие всех значимых взрослых в общении с ним:
«Речь ребенка-дошкольника уникальна во всех отношениях. И в отношении содержания, и в отношении выразительности, и в отношении эмоциональности, в отношении многогранности, глубокого проникновения в смысл. И поэтому наша задача – сберечь эту уникальность, донести до детей красоту родного языка, воспитать у них интерес к родному слову, любовь к нему – и так, чтобы это ребенок пронес через всю свою жизнь».
На пленарном заседании и его секциях прозвучал доклад Галины Новиковой на тему «Основные вехи жизненного пути и творческие достижения академика Ушаковой Оксаны Семеновны», а также доклады других участников конференции.
В событии приняли участие:
Антонина Терова, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ;
Екатерина Артамонова, д. п. н., профессор, Президент и академик МАНПО, профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета;
Оксана Ушакова, Анна Теплова и другие научные сотрудники Института воспитания РАО;
Галина Новикова, д. п. н., профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, ректор ИРОТ, академик МАНПО;
Христо Кючуков, д. п. н., академик МАНПО, профессор Силезийского университета, Катовице, Польша;
Наталья Тимофеева, к. п. н., доцент, Ленинградский областной институт развития образования; Член-корреспондент МАНПО, г. Санкт-Петербург;
Наталья Герасименко, д. фил. н., профессор Московского государственного областного университета главный учёный секретарь, академик МАНПО;
Татьяна Шаповалова, д. фил. н., профессор, заведующий кафедрой современного русского языка Московского государственного областного университета, академик МАНПО;
Валентина Леденёва, д. фил. н., профессор Московского государственного областного университета, академик МАНПО;
Наталья Ипполитова, д. п. н., профессор, проректор Шадринского государственного педагогического университета, академик МАНПО, г. Шадринск;
Елена Андриенко, д. п. н., профессор, проректор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического образования Новосибирского государственного педагогического университета, академик МАНПО, г. Новосибирск;
Маргарита Парамонова, к. п. н., декан Факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент МАНПО;
Ольга Газина, к. п. н., заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент МАНПО;
Светлана Якушева, к. п. н., доцент, ректор Института профессионально-педагогического инжиниринга, член-корреспондент МАНПО;
Людмила Волобуева, к. п. н., доцент, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент МАНПО;
Галина Толкачёва, к. п. н., профессор факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент МАНПО;
Валентина Яшина, к. п. н., профессор, Московский педагогический государственный университет;
Анна Макарова, к. п. н., доцент, Московский педагогический государственный университет;
Людмила Степанова, д. п. н., профессор, Московский государственный областной университет, г. Мытищи;
Матвей Яковлев, ассистент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет, г. Москва;
Оксана Широких, д. п. н., профессор, Московский государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна;
Марина Дубова, д. фил. н., профессор, Московский государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна;
Мария Лазарева, д. п. н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г. Липецк;
Ирина Папуша, д. фил. н., доцент, заведующий кафедрой славянской филологии и культуры коммуникации, Московский государственный областной университет;
Вера Иосифова, д. фил. н., профессор, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга, РФ; Шаньдунский профессионально-технический университет иностранных языков, Китай;
Елена Волкова, к. фил. н., доцент кафедры иностранных языков, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»;
Светлана Бубнова, к. п. н., заведующий кафедрой теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл;
Валентина Макарова, к. п. н., доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл;
Татьяна Макашина, к. п. н., доцент, заведующий кафедрой дошкольной педагогики педагогического факультета Московского государственного социально-гуманитарного университета, г. Коломна;
Наталья Губанова, к. п. н., доцент, заведующий кафедры педагогики педагогического факультета Московского государственного социально-гуманитарного университета, г. Коломна;
Гузель Шабаева, к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы», г. Уфа;
Наталья Дунаева, к. п. н., доцент кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула;
Корлан Жемпеисова, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Университета им. Абая, г. Алматы;
Маржан Исхакова, к. п. н., доцент, Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, г. Семей, Республика Казахстан;
Ирина Ульянова, д. п. н., профессор, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя;
Елена Палий, д. к. н., профессор, Московский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина.