Министерство просвещения Российской Федерации

Шестой Всероссийский открытый урок познакомил школьников с личностью Александра Невского

24.11.2020

Шестой Всероссийский открытый урок состоялся 24 ноября. Он был посвящен личности Александра Невского, в 2021 году будет отмечаться 800-летие князя. Урок организован Минпросвещения России совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО при поддержке Российского военно-исторического общества в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».

Министр просвещения России Сергей Кравцов отметил, что из сегодняшнего Открытого урока школьники узнали много интересных фактов о судьбе Александра Невского, которому в свое время удалось сохранить нашу страну. Не случайно в его честь был учрежден орден, который давали во время Великой Отечественной войны за личное мужество и отвагу, за нанесение неприятелю ощутимого урона при минимальных потерях со своей стороны.

«И сам Александр Невский, и награжденные орденом его имени люди достойны того, чтобы мы их помнили, помнили об их подвигах, гордились ими и нашей страной, ее богатой великими людьми историей. Сегодня мне хочется, чтобы вы помнили не только имя Александра Невского, но и имена многих других наших героев. Именно поэтому предлагаю создать пантеон героев. Пусть это будут яркие исторические личности из всех сфер деятельности, которые живут в народной памяти и благодаря заслугам которых формировалась культура и история нашей страны», - заявил глава Минпросвещения.

Он добавил, что Национальный пантеон героев РФ должен единой исторической нитью связать россиян всех поколений, «чтобы каждый человек мог увидеть историю нашей страны в лицах и оценить вклад каждого из них в сохранение и развитие России».

Школьник из Ярославской области Данила Бабушкин провел экскурсию по Переславлю, где рос Александр Невский. Он показал быт и традиции города XIII века и пообщался с местными жителями о том, что они знают о князе.

Матвей Анискин из Башкортостана мечтает стать экологом. Зрителям Открытого урока он рассказал о том, как заботится о своем родном селе. Каждый день мальчик устраивает субботники, привлекает к ним односельчан, договорился об установке контейнера по сбору пластика. В планах у школьника – организация полноценной системы раздельного сбора мусора в селе.

«Я хочу, чтобы в школах, детских садах и вузах был раздельный сбор мусора. Я очень люблю свое село и хочу, чтобы здесь было красиво», – рассказал Анискин.

Его ровесник из Хабаровского края Роман Колесов в свои 11 лет успел совершить настоящий подвиг. Мальчик спас тонущего ребенка, без раздумий бросившись за ним в воду. В повседневной жизни он тоже совершает маленькие подвиги – помогает маме по дому, подкармливает животных, помогает пожилой соседке.

Роман Генералов из Новокузнецка учится в железнодорожной школе. Он хочет продолжить династию железнодорожников, общий стаж его семьи – более 600 лет. Школьник уверен, что в каждой семье должны быть свои традиции и ценности. «Я горжусь своей семьей и богатой родословной и хочу связать свою жизнь с железной дорогой, это мое призвание. Сильная профессиональная составляющая – это основа нашей династии. Каждый ребенок должен знать о своей семье как можно больше, о том, кем были его бабушки и дедушки, как они жили и работали, и это поможет ему найти свой личный путь», – считает он.

На связь со школьниками вышел самый молодой победитель конкурса «Лидеры России» Игнат Петухов. Он рассказал о том, что конкурс нацелен на поиск и поддержку талантливых управленцев. Конкурсанты работают в команде и реализуют собственные проекты.

«Еще в школьные годы для меня было важно найти то, что будет каждый день мотивировать с удовольствием идти учиться, заниматься. Поэтому нужно найти то, что вам нравится, найти эту сферу, тогда в ней будет большой прогресс. Как только ты найдешь для себя цель, к тебе начнут стремиться единомышленники. Лидерство – это про команду и про ответственность, когда ты берешь ответственность не только за себя, но и за окружающее тебя пространство, за окружающих тебя людей, слышишь и слушаешь их», – посоветовал Петухов.

Зрители Открытого урока также увидели реконструкцию Ледового побоища. Эксперт Российского военно-исторического общества Роман Жигун отметил, что перед сражением Александр Невский в первую очередь изучил ландшафт – воспользовался преимуществом обороняющейся стороны, которая выбирала поле сражения. «Невский аккумулировал весь предшествующий опыт и поднял русское военное искусство на новую высоту», – рассказал Жигун.

Как рассказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре, зрители каждого Открытого урока вне зависимости от тематики знакомятся с ребятами, которые несмотря на свой юный возраст реализуют собственные проекты или принимают участие в акциях.

«Мы в каждом уроке, независимо от темы, даем ребятам возможность не только узнать о великих людях и необыкновенных достижениях, но и рассказываем об их ровесниках, которые в разных уголках нашей страны реализуют свои идеи и проекты. Убеждена, что именно на примерах таких же подростков, у нас есть возможность воспитать в подрастающем поколении веру в свои собственные силы и возможность трудолюбием добиваться поставленных целей», - рассказала Наталья Агре.

Она напомнила о важности воспитания ценности патриотизма на примерах, великих исторических личностях и выдающихся современников.

«Мы обязательно продолжим рассказывать школьникам о выдающихся соотечественниках, людях, своим усердием и трудом сумевших добиться многого для развития отдельных отраслей и страны. Важно, чтобы наши дети могли равняться на героев нашего времени», - заключила и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

В завершение Открытого урока были подведены итоги конкурса «#Открытыеуроки_дружба». Его победителем стал Александр Иванов из Краснодарского края. Институт изучения детства, семьи и воспитания организует для него поездку в гости к его подруге в Санкт-Петербург.

Напомним, 24 июня 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения Александра Невского. Праздничные мероприятия будут проводиться в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа.

Всероссийские открытые уроки проводятся Минпросвещения России совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».