Министерство просвещения Российской Федерации

Новая программа по развитию речи старших дошкольников «РОДНИК»

04.05.2021

В апреле на площадке гимназии №1517 в Москве состоялся первый установочный семинар «О новой программе по развитию речи старших дошкольников “РОДНИК”». В нем приняли участие педагоги-воспитатели старших и подготовительных групп.

Семинар провела доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института воспитания Оксана Ушакова. Она отметила, что среди множества факторов, влияющих на развитие личности ребенка-дошкольника, родной язык занимает одно из ведущих мест. Именно язык является главнейшим фактором развития и воспитания ребенка. Большую роль при этом играет отношение социума и общественных институтов к проблеме дошкольного воспитания, к оценке уникальности дошкольного возраста в развитии интереса к родному языку.

Программа «Родник» и методические пособия к ней подготовлены в рамках проекта «Развитие речи и чтение художественной литературы у детей подготовительной группы в дошкольных образовательных учреждениях». Руководитель проекта – директор Института воспитания Наталья Агре. В разработке проекта принимали участие Оксана Ушакова, Валентина Яшина и Юрий Кочетков. Программа предназначена работникам дошкольных образовательных организаций, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям, которых интересуют вопросы развития речи детей дошкольного возраста.

В программе обучения русскому языку (как родному) перед педагогом ставится задача формирования у ребенка дошкольного возраста языковой картины окружающего мира и воспитания языковой личности на этой основе. Обоснована проблема развития у дошкольников ценностного отношения к родному языку, которое рассматривается в процессе интеграции с разными сторонами воспитания и с разными видами детской деятельности.

Целенаправленный подход к речевому воспитанию детей дошкольного возраста обеспечивает овладение родным (русским) языком как средством общения в повседневной жизни, а также всеми сторонами речи: фонетической, лексической, грамматической – то есть, происходит воспитание звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса и усвоение грамматического строя речи. А осознание детьми языковых и речевых явлений (метаязыковая деятельность) позволяет успешнее овладеть основными выразительными средствами речи.

Интеграция с разными сторонами воспитания – умственной, нравственной, физической, эстетической – разовьет интерес детей к другим явлениям действительности, поможет дошкольникам глубже осознать богатство и красоту родной речи, окажет несомненное влияние на становление языковой личности и развитие языковой картины мира, которые продолжатся в школе, а затем и в дальнейшей жизни. Однако мы можем говорить о формировании языковой личности дошкольников лишь в том случае, если создадим психолого-педагогические условия для овладения родным языком в дошкольном детстве. Этого можно добиться только при взаимодействии с социальным окружением и воспитании личности путем присвоения ребенком общественного опыта (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).

Значение родного языка для формирования культуры развивающейся личности подчеркивается в законодательных документах. Так, на коллегии Министерства просвещения РФ были выдвинуты ценностные приоритеты воспитания подрастающего поколения: родина, русский язык, культура, искусство, природа, семья, дружба, спорт.

В настоящее время мы видим новые подходы к пониманию роли родного (русского) языка на всех ступенях образования. В современных условиях актуализировалась необходимость воспитания ценностного отношения к родному языку у детей, что обусловлено значимостью их приобщения к его богатству и усвоения его национальной специфики.