Министерство просвещения Российской Федерации

Одобрен проект Примерной рабочей программы воспитания для дошкольных образовательных организаций

22.07.2021

1 июля на заседании ФУМО по общему образованию в Москве проект Примерной рабочей программы воспитания для дошкольных образовательных организаций, разработанный Институтом воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ, был единогласно утвержден экспертами и рекомендован к использованию в российских детских садах, начиная с 10 июля 2021 года.

Напомним, что со 2 по 9 июля в рамках серии комплексных общественно-профессиональных обсуждений планов по внедрению программ воспитания со специалистами из регионов состоялось 3 мероприятия. В Калининграде, Смоленске и Кирове эксперты от Института воспитания встретились с педагогами и администрацией регионов для согласования целей и подходов воспитания в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Примерная рабочая программа воспитания для ДОО необходима для завершения процесса разработки собственных рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Согласно Федеральным законам №304-ФЗ от 31 июля 2020 года и №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года программа воспитания в этом году становится частью основной образовательной программы дошкольного образования, а в процесс воспитания детей в ДОО в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.

В каждом из трех разделов программы воспитания – целевого, содержательного и организационного – предусмотрено 2 части. Обязательная часть прописана в Примерной программе, а вариативная – формируется в самой дошкольной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретного детского сада. Рекомендации по составлению вариативной части и правильному использованию готовой собственной программы также содержатся в Примерной рабочей программе воспитания.

Одной из важнейших частей вариативной части программы воспитания является уклад дошкольной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни детского сада.

Одной из важнейших частей вариативной части программы воспитания является уклад дошкольной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни детского сада. В сущности, уклад – это договор между воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий предметно-пространственную среду сада, запланированные деятельности и социокультурный контекст. Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками ДОО, но и воспитанниками, и их родителями.

Согласно Примерной программе главные ценности, которые должен освоить современный дошкольник, – это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят свое отражение в основных направлениях работы ДОО: патриотическом, социальном, познавательном, трудовом, этико-эстетическом, физическом и оздоровительном. Чтобы осуществить главную цель воспитания – полноценное личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей – педагогам нужно будет не только заниматься социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием воспитанников, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своем развитии ребенок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений детские сады будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнерства.