Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Наталья Агре: В воспитании важен единый комплексный подход

10.12.2020

Детям необходимо иметь единые ориентиры, в том числе нравственные. Внедрять эти ориентиры следует через школу, интернет, СМИ, семью. Ребенку нужно находиться в центре единого информационного поля и воспитываться в одинаковых ценностях, только так мы получим гармоничную, цельную личность. Такое мнение высказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре на экспертной тематической сессии «Школа и семья: главная роль в патриотическом воспитании» Всероссийского патриотического форума «Помнить - значит знать!».

«Сейчас главным акцентом государственной политики является создание комплексного подхода, при котором ребенок, находясь в центре единого информационного поля - в детском саду, школе, на дополнительных занятиях, воспитывается на одинаковых ценностях. То же отношение к любви, дружбе, экологии, Родине, здоровому образу жизни должно формироваться и во всей окружающей ребенка среде», - отметила Наталья Агре, добавив, что в противном случае, дети окажутся в диссонансе между тем, что ему пытаются донести в школе или семье, и той информацией, которая есть в медиапространстве.

«Для этого единые ориентиры должны поддерживаться и разделяться всеми участниками воспитательного процесса, которые формируют личность ребенка наравне с его родителями и образовательными организациями», - подчеркнула она.

«Дети должны чаще встречать добрые фильмы, развивающие передачи, ток-шоу, в котором говорят на языке, понятном им, и поднимают действительно социальные темы», - отметила Агре.

Наталья Агре напомнила, что Институт воспитания РАО начал учебный год всероссийским открытым уроком на тему Великой Отечественной войны «Помнить - значит знать», который 1 сентября провел Президент России Владимир Путин. Урок посмотрели более 5 млн школьников. По ее словам, на этом уроке ребятам рассказали об истории нашей страны через их же проекты.

«При этом когда мы беседуем о патриотизме с детьми, мы стремимся говорить не с позиции взрослого, а через увлечения ребят, учитываем обратную связь, нам важно, чтобы они делились мыслями, чувствами и проектами», - объяснила и. о. директора Института.

Она напомнила, что по инициативе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и при поддержке Минпросвещения России создаются радиопередачи, где затрагиваются наиболее важные ценности воспитания, а также проходит конкурс сценариев короткометражных мультфильмов.

«В следующем году мы, независимо от тем всероссийских открытых уроков и других проектов Института, в каждое из направлений будем включать тему воспитания, закладывать единые ценности и модели поведения», - рассказала она.

Также в работе экспертной секции приняли участие уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова, проректор Московского педагогического государственного университета Наталья Склярова, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская, учитель истории школы №185 Константин Тимченко.

По словам Уполномоченного по правам ребенка в РФ в вопросе реализации основных аспектов поправки «О воспитании» крайне важной остается обратная связь с родителями и учителями. Она также отметила, что патриотизм должен становиться не только памятью о прошлых победах, но и о победах настоящего.

Проректор Московского педагогического государственного университета Наталья Склярова в свою очередь обратила внимание на необходимость существования проводников между родителями и школой, которые могли бы выступать помощниками в организации воспитательного процесса.

В свою очередь исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская отметила, что чувство патриотизма нельзя навязывать, его необходимо формировать, взращивать в соответствии с возрастом ребенка.

Константин Тимченко рассказал о проекте, реализуемом под его руководством в школе №185, “Алексей, Алешенька, сынок” - уникальный архивно-исследовательский проект, который уже 5 лет помогает современникам обрести документальную память об их родственниках, которые воевали или жили в годы Великой Отечественной войны.

Всероссийский патриотический форум призван объединить усилия и ресурсы участников системы патриотического воспитания для достижения целей и показателей нового Федерального проекта, а также разработки новой механики взаимодействия.

С 9 по 11 декабря 2020 года в Музее Победы проходит Всероссийский патриотический форум, на котором представители органов государственной власти, общественных организаций и научного сообщества обсуждают актуальные вопросы формирования патриотического мировоззрения в современном российском обществе. В онлайн-формате в нем принимают участие более 3 тысяч человек из 85 регионов России.