Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

На Всероссийском открытом уроке «Изобретай будущее!» рассказали о профессиях будущего

16.11.2020

Пятый Всероссийский открытый урок «Изобретай будущее!» был посвящен научным открытиям, изобретениям и инновационным технологиям. Одним из ведущих урока стал робот Умка.

Всероссийские открытые уроки проводятся Минпросвещения России совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Партнерами урока «Изобретай будущее!» выступили кружковое движение НТИ, Всероссийский конкурс «Большая перемена» и «Яндекс. Лицей».

О качествах современных специалистов, на которые в первую очередь обращают внимание передовые компании, рассказал исполнительный директор центра академических партнерств «Сбера» Андрей Очеретный. «У человека должны быть обширные знания в различных областях, но при этом он должен обладать некими специфическими, глубокими познаниями в какой-то конкретной теме. Очень важно, чтобы глубокие знания сочетались с желанием учиться чему-то новому», – рассказал он. 

По его словам, в компании сформулировали образ своего идеального сотрудника. «Способность видеть будущее и придумывать нестандартные концепции. Вы должны обладать понимаем того, каким путем вы сможете дойти до той или иной цели. Мастерство исполнения – самое редкое, особенно в сочетании с первыми двумя качество: способность в сжатые сроки качественно воплотить в жизнь то, что было задумано», – объяснил Очеретный. 

Он рассказал, что студенты технических, математических и экономических специальностей могут попасть в команду «Сбера», пройдя оплачиваемую стажировку. Конкурс на место составляет 52 человека.

Также ребятам рассказали об НТИ – программе глобального технологического лидерства России к 2035 году. В рамках нее существует множество разных направлений для школьников и студентов, увлеченных созданием мира будущего и новыми технологиями. Например, для учащихся 5–11 классов проводится олимпиада кружкового движения НТИ. 

Илья Мерзляков из Новосибирска стал победителем такой олимпиады по профилю «Нейротехнологии и когнитивные науки». «Победа дает возможность поступить в некоторые университеты без вступительного испытания. Мне это позволило поступить в Новосибирский государственный университет на факультет информационных технологий, потому что увлекаюсь программированием», – рассказал студент в ходе урока. 

Также во время урока школьники больше узнали о детских технопарках «Кванториум». Это новый формат дополнительного образования в сфере инженерных наук. Сейчас в 76 регионах России работает 110 площадок. 

В свою очередь, руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков отметил, что мир стремительно меняется и появляется огромное количество новых профессий.

«Про многие из этих профессий мы как раз рассказываем в Атласе новых профессий. Есть несколько больших зон. Первое – это технологические профессии, НТИ как раз про это. Вторая большая группа – это зона творческих профессий. Третья зона – зона человеко-центрированных сервисов и услуг, когда человек приходит за человеческим общением, теплом. Четвертое – зона виртуальности, инстаграм-блогеры, тиктокеры. Ну и пятое –экология», – сказал Судаков. 

Он добавил, что сегодня роботы могут выполнять рутинные задачи, именно поэтому в такой работе они в первую очередь заменят труд человека. А с творческими и нестандартными задачами роботы наравне с человеком не справляются.

Гости урока рассказали о новых профессиях, в которых активно уже сегодня применяются новейшие технологии. 

Главный архитектор интеллектуальных транспортных систем ООО «Ростелематика» Роман Душкин рассказал, чем занимается специалист по искусственному интеллекту. «Ученые и инженеры в рамках искусственного интеллекта решают задачи, разрабатывают устройства и программы, которые помогают решать когнитивные задачи – распознавание образов, поиск скрытых закономерностей, другие – принятие решений с учетом разных неточностей и вводных данных», – объяснил он.

Инженер-испытатель, руководитель отдела развития «Образование будущего» Илья Овчинников рассказал об испытании космических аппаратов. «Это одна из самых важных задач людей перед отправкой в космос. Испытатель на Земле продумывает все внештатные ситуации. Инженеры-испытатели отыгрывают все то же самое, что делает экипаж в полете», – объяснил он. 

Кибермедик Полина Рыбакова рассказала о том, что медицинская кибернетика – стык двух больших областей – медицины и кибернетики. «Врач-кибернетик – человек с глубоким аналитическим мышлением. Можно смело говорить, что врач-кибернетик – сложная, но очень интересная профессия будущего. Обучение по данной специальности занимает 6 лет и доступно в 11 вузах нашей страны», – уточнила она.

В рамках урока зрители узнали об актуальном изобретении школьников из Владивостока Георгия Будника и Алексея Матюхина – ребята создали прибор, который подсказывает, когда пора сменить защитную маску. Их разработкой уже заинтересовались не только в России, но и за рубежом. Также юные корреспонденты «Открытых уроков» провели экскурсию по производству PromoRobot (Пермский край) и одному из «Яндекс. Лицеев» (Челябинская область).

По словам и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Натальи Агре, урок «Изобретая будущее!» – может стать настоящей мотивацией для ребят.

«Сегодняшний открытый урок посвящен науке и технологиям. Такой формат позволяет не столько рассказать ребятам о том, что есть в мире, сколько поделиться проектами и технологиями, над которыми работают сами же подростки. Изобретай будущее – это не только название урока, но и напоминание каждому, что мы сами строим свою жизнь и будущее страны, в которой живем», – сказала Агре.

Гостями урока «Изобретай будущее!» также стали победители конкурса сценариев открытых уроков Дарья Гордеева (Свердловская область) и Константин Десятников (Нижегородская область). В рамках урока был анонсирован челлендж месяца проекта «Большая перемена» «Мир будущего». Для участия в нем нужно написать фэнтези-эссе о том, какие технологии, по мнению автора, будут использоваться через сто лет.

Напомним, Всероссийские открытые уроки проводятся Минпросвещения России совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Первый урок в этом учебном году провел Президент РФ Владимир Путин, он был посвящен теме «Помнить – значит знать».