Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги вебинара, посвящённого адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с нарушениями зрения

02.12.2020

Второй вебинар в рамках цикла образовательных онлайн-семинаров, организованных Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, был посвящен теме «Особенности разработки и реализации адаптированных основных образовательных программам дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием». Его провела ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук Вера Строганова.

«Амблиопия составляет треть всей имеющейся у детей глазной патологии и является одним из наиболее тяжелых заболеваний органов зрения у ребенка. Учитывая механизмы нарушения зрения, обучение детей с амблиопией и косоглазием имеет специфику. Поэтому оно было выделено в отдельную адаптированную образовательную программу. И у вас, как практиков, появилась возможность все это учитывать и реализовать при проектировании образовательного процесса», – отметила эксперт в начале вебинара.

Она напомнила, что сегодня выделяют три группы детей с нарушениями зрения: дети с амблиопией (то есть понижением зрения без видимых причин) и косоглазием, слабовидящие дети и абсолютно слепые дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения.

Для детей из каждой группы разработана примерная адаптированная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Как заявила ведущий научный сотрудник Института воспитания, эти примерные адаптированные программы не являются документом прямого действия, а рассматриваются в качестве ориентира.

Также при проектировании адаптированной программы педагоги должны учитывать требования ФГОС дошкольного образования и использовать комплексные программы, специальные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также парциальные программы.

Для групп компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования. Требования к ее объему и структуре совпадают с требованиями к основной образовательной программе дошкольного образования.

Структура АООП состоит из обязательной части (60%), которая включает целевой, содержательный и организационный разделы, а также из части, формируемой участниками образовательного процесса (40%), которая, в свою очередь, учитывает специфику национальных, социокультурных и иных условий реализации программы, а актже образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

На примере разных адаптированных программ для слабовидящих детей Вера Строганова подробно объяснила, на какие разделы и пункты стоит обратить особое внимание и чем отличаются программы для детей с амблиопией и косоглазием от программ для слепых детей.

Например, они имеют специфические особенности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, программе коррекционно-развивающей работы, а также в организации развивающей предметно-пространственной среды.

Отдельно ведущий научный сотрудник остановилась на некоторых положениях приказа Минпросвещения № 373 от 31 июля 2020 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам ДО». Вера Строганова отметила, что в приказе говорится об образовательной деятельности для детей с ОВЗ, в частности, о присутствии ассистента в группах для детей с нарушениями зрения, об обеспечении выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов, а также кадровых условиях реализации адаптированных программ дошкольного образования для детей с разными нарушениями зрения. Приказ вступает в силу с 2021 года.

Следующий вебинар состоится 3 декабря. Он будет посвящен адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Ссылка на вебинар: https://youtu.be/hWnyLq9yVoU 

Напомним, вебинары проходят 1 – 7 декабря 2020 года, они посвящены результатам апробации примерных адаптированных программ в регионах. Ведущие научные сотрудники Института рассказывают об особенностях разработки и реализации адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрывают основные проблемы, которые могут испытывать дошкольные образовательные организации, при составлении подобных программ.

Серия вебинаров организована для воспитателей и специалистов сопровождения дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, педагогов-психологов, тьюторов.