Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги вебинара об особенностях социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей в дошкольных образовательных организациях

04.12.2020

Четвертый вебинар в рамках цикла образовательных онлайн-семинаров, организованных Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, был посвящен теме «Особенности социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в дошкольных образовательных организациях». Его провела научный сотрудник Института воспитания Екатерина Жимаева.

«Деятельность по социально-педагогическому сопровождению становится очень востребованной не только во всех учреждениях социальной сферы, но и в дошкольных образовательных организациях. Сегодня образовательные организации ориентированы на обучение детей с особенностями в развитии или с инвалидностью совместно с нормативно развивающимися детьми», – сказала она.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для решения этих задач в образовательных организациях должны создаваться специальные условия, обеспечивающие не только воспитание и обучение, но и развитие особенного ребенка.

Одним из неотъемлемых условий для детей с различными нарушениями в развитии является их комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Оно включает в себя оказание воспитанникам психологической, логопедической, дефектологической помощи, а также обеспечение тьюторства и социально-педагогического сопровождения.

«Конечной целью содействия взрослым и детям по профилактике и преодолению жизненных затруднений является, с одной стороны, поддержка ребенка в его индивидуальном развитии и социализации, а с другой – содействие окружающим в выстраивании отношений с ним», – отметила Екатерина Жимаева.

Спикер напомнила, что благоприятные условия для развития ребенка с ОВЗ и его успешной адаптации в обществе создает социальный педагог. Он выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку, выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов и т. д.

Отдельно Екатерина Жимаева остановилась на проблемах семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Среди них – психологические трудности, правовые архитектурная недоступность окружающей среды, получение качественного образования, сложности взаимодействия со специалистами и окружающими людьми, информационные барьеры, невозможность получения своевременной и полной информации о заболевании ребенка, особенностях течения болезни, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях и т.п.

В процессе воспитания и развития детей с ОВЗ их родители сталкиваются со многими вопросами – и социальный педагог должен быть готов ответить на них, проконсультировать или оказать психологическую поддержку. Актуальными вопросами для родителей являются как развивать и оздоравливать ребенка, как защищать свои права, как организовать досуг, какие учреждения оказывают психолого-педагогическую и социальную помощь детям и их семьям, каков порядок медицинской реабилитации. Они также часто ищут информацию о нарушениях ребенка и их последствиях в будущем.

Социально-личностное развитие детей с ОВЗ имеет ряд особенностей. Поэтому основные задачи социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей заключаются в развитии позитивных сторон личности особенного ребенка, укреплении его самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях.

Для этого социальный педагог помогает развивать социальные навыки и умения, способствующие социальной адаптации и интеграции в обществе. Кроме того, он обучает самих родителей знаниям и навыкам, необходимым для ухода за ребенком, его развития, социализации, мотивируют семьи на получение запланированной помощи.

Также социальный педагог изучает условия жизни семьи ребенка с ОВЗ (для этого используются опросники, беседы и тестирования, проводятся мониторинги), проводит консультации для родителей, содействует выходу семьи из социальной изоляции и постепенной нормализации жизни.

Ему предстоит формировать у всех участников образовательного процесса готовность к конструктивному взаимодействию друг с другом, в частности. Например, в рамках такой работы можно проводить совместные субботники, познавательные квесты, родительские конференции и мероприятия, приуроченные к Международному дню толерантности, Международному дню инвалида, дням распространения информации об аутизме, синдроме Дауна и т. д.

Следующий вебинар состоится 7 декабря. Его темой станет адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью, особенности ее разработки и реализации.

Ссылка на вебинар: youtube.com/video/fNKZ7drHw4U/livestreaming

Напомним, вебинары проходят 1 – 7 декабря 2020 года, они посвящены результатам апробации примерных адаптированных программ в регионах. Ведущие научные сотрудники Института рассказывают об особенностях разработки и реализации адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрывают основные проблемы, которые могут испытывать дошкольные образовательные организации, при составлении подобных программ.

Серия вебинаров организована для воспитателей и специалистов сопровождения дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, педагогов-психологов, тьюторов.