Министерство просвещения Российской Федерации

Итоги вебинара об особенностях адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью

07.12.2020

Последний пятый вебинар в рамках цикла образовательных онлайн-семинаров, организованных Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, был посвящен теме «Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования детей с умственной отсталостью – особенности разработки и реализации». Его провела старший научный сотрудник Института Ольга Заводилкина.

Из 7,5 млн детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 546 768 детей имеют ограниченные возможности здоровья или инвалидность (7,3%). Количество групп детей с ОВЗ и детей-инвалидов постепенно возрастает. Так, количество групп комбинированной и компенсирующей направленности с 2018 года увеличилось на 6,31%. Интерес у родителей или законных представителей детей к таким группам вызван прежде всего созданной и сохраняемой в них развивающей коррекционной средой.

Ольга Заводилкина отметила, что основная трудность при реализации программ дошкольного образования детей с умственной отсталостью – это высокая степень индивидуализации работы, когда даже ребенку, посещающему группу компенсирующей направленности, требуется индивидуальная программа.

При выборе группы и самой АООП для ребенка с умственной отсталостью в первую очередь учитывается мнение родителей и заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме того, необходимо соблюсти баланс интересов развития ребенка и имеющихся в организации условий.

При разработке АООП детей с умственной отсталостью могут быть использованы
примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития, примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Старший научный сотрудник Института воспитания РАО обратила внимание, что задачи таких программ направлены на формирование возрастных психологических новообразований, а также становление различных видов детской деятельности, которые происходят в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении.

В ходе вебинара были разобраны примеры коррекционной работы, примеры таблицы дефицитов и ресурсов ребенка с ОВЗ, таблицы планируемых результатов, таблицы с описанием деятельности, плана работы воспитателя, которые помогают в индивидуализации работы с ребенком с умственной отсталостью, а также варианты развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью по ПрАООП.

Так, первый вариант развития при легкой степени умственной отсталости характеризуется как «социально близкий к нормативному». Второй – характеризуется как «социально неустойчивый», к этому варианту относятся дети с умеренной умственной отсталостью. Третий из вариантов – «социально неблагополучный», он характерен для детей с тяжелой умственной отсталостью и с множественными нарушениями в развитии. Четвертый вариант – «социально дезадаптированный». Это дети с глубокой степенью умственной отсталости и большинство детей с множественными нарушениями в развитии; дети, которые реагируют непроизвольно или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

По словам Ольги Заводилкиной, самый важный принцип инклюзивного образования – принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

«Воспитателям для нашей группы ребят очень важно акцентироваться на поддержке самостоятельной активности. Этот принцип сравним с другим: самостоятельности – столько, сколько возможно, а помощи – столько, сколько необходимо. Начало обеспечения жизни человека с ОВЗ или инвалидностью на максимально возможном уровне самостоятельности для него закладывается именно в дошкольной организации», – уверена старший научный сотрудник Института воспитания РАО.

Напомним, вебинары проходили 1 – 7 декабря 2020 года, они были посвящены результатам апробации примерных адаптированных программ в регионах. Ведущие научные сотрудники Института рассказывали об особенностях разработки и реализации адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрывают основные проблемы, которые могут испытывать дошкольные образовательные организации, при составлении подобных программ.

Серия вебинаров была организована для воспитателей и специалистов сопровождения дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, педагогов-психологов, тьюторов.