Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги вебинара о разработке и реализации адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

03.12.2020

Третий вебинар в рамках цикла образовательных онлайн-семинаров, организованных Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, был посвящен теме «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – особенности разработки и реализации». Его провела кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания Жанна Антипова.

«Дети с ТНР – одна из самых многочисленных категорий, и практически в каждом дошкольном образовательном учреждении, каждой группе встречается ребенок с нарушениями речи», – сказала эксперт в начале вебинара.

Кандидат педагогических наук отметила, что дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также дети с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития, у которых имеются нарушения всех компонентов языка. То есть ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание.

Ведущий научный сотрудник Института напомнила, что в заключении психолого-медико-педагогической консилиума (ПМПК) указываются обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Жанна Антипова обратила внимание, что АООП ДО детей с ТНР разрабатывается рабочей группой (ПМПК), утвержденной локальным актом дошкольной образовательной организации, при наличии группы компенсирующей направленности. При проектировании адаптированной программы педагоги должны учитывать требования ФГОС дошкольного образования, общую образовательную программу и примерные адаптированные общие образовательные программы для детей с ТНР, а также использовать комплексные программы, специальные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также парциальные программы.

Она отдельно остановилась на приказе Минпросвещения № 373 от 31 июля 2020 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», который вступит в силу с 2021 года. В документе уточняется количество детей и педагогов в группах компенсирующей направленности.

Кроме того, в ходе вебинара обсудили содержание каждого из разделов адаптированных программ для детей с ТНР, принципы коррекционной работы, планируемые результаты, а также специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи. Среди них – создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности детей с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий и методик; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом и психологом и т. д.

В конце Жанна Антипова подробно ответила на вопросы зрителей, поступившие в ходе вебинара.

Следующий вебинар состоится 4 декабря, он будет посвящен особенностям социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в дошкольных образовательных организациях.

Ссылка на вебинар: youtube.com/video/fNKZ7drHw4U/livestreaming 

Напомним, вебинары проходят 1 – 7 декабря 2020 года, они посвящены результатам апробации примерных адаптированных программ в регионах. Ведущие научные сотрудники Института рассказывают об особенностях разработки и реализации адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрывают основные проблемы, которые могут испытывать дошкольные образовательные организации, при составлении подобных программ.

Серия вебинаров организована для воспитателей и специалистов сопровождения дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, педагогов-психологов, тьюторов.