Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги секций второго дня VI Всероссийского Съезда работников дошкольного образования

18.11.2020

Во второй день VI Всероссийского Съезда работников дошкольного образования продолжилась работа секций по трем направлениям.

Модераторами секции «Воспитатель будущего: компетенции, образовательные и профессиональные стандарты» выступили кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания Российской академии образования Вера Ряшина и декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук Маргарита Парамонова.

Секцию «Информационное пространство дошкольного детства в цифровую эпоху: риски и преимущества» модерировали ректор Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ), кандидат педагогических наук Нина Федина и методист школы № 875 Москвы, кандидат педагогических наук Наталия Житнякова.

Модерацию секции «Преемственность детского сада и начальной школы» вели и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре и директор школы № 480 в Москве Светлана Бондарева.

В рамках этой секции обсуждались вопросы готовности ребенка к обучению в школе, подготовке к школе и раннему обучению чтению, письму, математике, преемственности начальной школы и детского сада в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогического сопровождения родителей.

 По словам Натальи Агре, тема преемственности детского сада и начальной школы станет одной из ключевых в резолюции Съезда.

«В этом вопросе не хватает целостного подхода. В выступлениях прозвучали и интересные идеи, и уже разработанные рекомендации, но сама тема сегодня исследована не полностью. Один из докладов был посвящен опыту частного сектора образования в дошкольном образовании, о поддержке которого не раз говорил замминистра просвещения РФ Виктор Басюк. Такая практика, с одной стороны, не заставляет родителей гнаться за активной подготовкой ребенка к школе, с другой стороны, он уже в старших группах детского сада начинает посещать уроки в школе. Это и есть постоянный процесс так называемой стыковки», – объяснила и. о. директора Института воспитания РАО.

Она отметила необходимость в проведении отдельного исследования для того, чтобы успешно разработать и распространить механизм обеспечения преемственности детского сада и школы на всю систему дошкольного образования.

«Конечно, организовать взаимодействие детского сада и школы на уровне всей системы будет сложнее. Именно для этого нам предстоит провести исследование на тему преемственности. Сколько времени уделять подготовке к школе, а сколько – игровой и развивающей среде? Кроме того, нужно проводить совместные мероприятия для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Это поможет объединить усилия воспитателей и учителей, а также в целом укрепит взаимодействие между образовательными организациями», – заключила Наталья Агре по итогам работы секции.

Опыт взаимодействия детских садов и школ представила вице-президент Ассоциации частного образования России, учредитель честного образовательного комплекса «Поколение» в Волгоградской области Александра Сукиасян. Она рассказала, что в рамках организации преемственности важно выстраивать партнерские отношения между воспитателями и учителями. «Мы ищем любую возможность для их взаимодействия и совместной работы», – уточнила эксперт.

На секции «Воспитатель будущего» модератор Вера Ряшина отметила широкую представленность регионов среди участников.

«Участниками секции была отмечена уникальность и эффективность практик профессионального развития педагогов, главным акцентом в которых становится командная работа и сотрудничество в профессиональном сообществе. При этом было подчеркнуто – при трансляции лучшего опыта его механическое повторение невозможно, важно перепроектирование программ для каждого отдельного учреждения», – рассказала кандидат психологических наук.

В работе приняли участие, как заведующие дошкольных образовательных организаций, так и представители профильных колледжей и вузов, институтов развития образования, управлений образованием, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России Андрей Милехин. Открывая своим выступлением секцию, он определил задачу современного воспитателя как профессионального, высосокультурного человека, обладающего нравственно-ценностной основой.

Участники секции отдельно остановились на потенциале инновационных площадок – многозадачной формы сотрудничества между научным сообществом и практиками, позволяющей проводить совместные исследования, разработку и проведение научно-прикладных исследований, новых проектов развития образования. Также была отмечена необходимость проведения дополнительных научных исследований, направленных на изучение вопросов воспитания.

Ректор ЛГПУ Нина Федина отметила, что секция по информационному пространству – одна из наиболее актуальных и работает на перспективу. Она напомнила, что ни дистанционное, ни электронное образование не рассматриваются в качестве замены традиционному очному обучению, а служат исключительно сопутствующим и вспомогательным инструментом.

«Несмотря на то, что федеральный проект «Цифровая образовательная среда», входящий в нацпроект «Образование», не включает дошкольное образование, на нем не могут не отражаться все изменения, происходящие в обществе. Процессы цифровизации и информатизации дошкольного образования будут существенно отличаться от того, что происходит в системе общего, специального и высшего образования», – уверена Федина.

Подводя итоги работы секции, она отметила положительный опыт дошкольных образовательных организаций по применению информационных образовательных технологий. При этом, субъектам РФ необходимы рекомендации по применению дистанционных образовательных технологий электронного обучения при реализации образовательных программ дошкольного образования, трансляция лучших практик. Руководителям ДОО – обучение по вопросам применения дистанционных образовательных технологий. Родителям – онлайн-трансляции просветительского характера.

В проект резолюции Съезда предложено включить рекомендации регионам для создания условий как кадровых, так и материально-технических для применения дистанционных образовательных технологий при реализации программ дошкольного образования.

VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования организован Министерством просвещения РФ совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Академией Минпросвещения России. Он проходил в течение двух дней 17–18 ноября в онлайн-режиме. В Съезде приняли участие более 34 000 человек. По его итогам будет выработана и принята резолюция.