Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги секций первого дня VI Всероссийского Съезда работников дошкольного образования

18.11.2020

В первый день VI Всероссийского Съезда работников дошкольного образования работало три тематические секции.

Секцию «ФГОС до дошкольного образования: из опыта работы регионов» модерировала директор Национального института качества образования Ирина Федосова.

На секции «Воспитание и развитие детей раннего возраста: актуальные вопросы» модераторами выступили ведущие научные сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук Анна Теплова и кандидат психологических наук Александр Буянов.

Площадку «Инклюзивное дошкольное образование: нормативная база и современное состояние» модерировали директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук Татьяна Соловьева и заведующая детского сада №7 «Созвездие» в Чебоксарах Наталия Спиридонова.

Секция «Ранний возраст» была посвящена специфике образовательных программ дошкольного образования детей в возрасте до трех лет, поддержке родителей, созданию для них консультационных центров, а также современной развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Анна Теплова:

– Работа секции была профессиональной и одновременно очень теплой по атмосфере, что соответствует возрасту, которым мы занимаемся. Дети раннего возраста все же еще беззащитные, теплые, требующие нашего внимания. Поэтому то, что сегодня воспитание детей раннего возраста становится основным, актуальным направлением государственной политики, очень важно. Нам нужно сохранить баланс между семейным воспитанием и институциональными формами, и при этом «не потерять» ребенка в процессе наших активных действий по его воспитанию. Нужно сформировать его здоровье, развивать его физическую активность и интеллект, погружать его в традиции. Сегодня на Съезде у нас есть возможность через резолюцию повлиять на стратегически важные направления в работе с детьми раннего возраста.

Напомним, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО проводит прикладное исследование, связанное с анализом и систематизацией научных подходов и практики дошкольного образования детей от 2 месяцев до 3 лет. В рамках проекта проводится анализ и систематизация научных подходов и существующих практик дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования.

Заведующая детского сада №15 «Бережок» в Салехарде Светлана Мухтарова рассказала, что в 2019-2020 учебном году в детском саду впервые была открыта группа для детей раннего возраста, в которую поступили 20 детей. 25% ребят прошли легкую адаптацию, среднюю – 45%, а 30% тяжело адаптировались к условиям детского сада. Педагоги детского сада пришли к выводу о необходимости создать эмоционально-развивающую среду, которая будет способствовать не только легкому привыканию детей к детскому саду, но и их гармоничному эмоциональному развитию и саморазвитию.

Заведующая детского сада №17 в Кызыле Лада Хертек поделилась опытом взаимодействия детского сада с семьями дошкольников как средством духовно-нравственного воспитания.

«Для осуществления полноценной воспитательной программы семье необходимо грамотное педагогическое кураторство. Именно поэтому взаимодействие родителей и дошкольной образовательной организации должно быть ориентировано на оказание помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей», – уверена Хертек.

В свою очередь доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ, кандидат педагогических наук Татьяна Кротова рассказала о том, что общение с родителями детей раннего возраста выявило наиболее волнующие их темы – возрастные особенности детей раннего возраста, вопрос привязанности ребенка ко взрослому, социализация детей и взаимодействие со сверстниками в детском саду. «Если заблаговременно начать подготовку ребенка к детскому саду, то педагогическая помощь родителям со стороны воспитателей, существенно сокращает и облегчает процесс адаптации детей», – отметила она.

На площадке инклюзивного дошкольного образования заведующая детского сада №15 Белгорода Ирина Астафьева рассказала, что в регионе разработана региональная инновационная площадка «Ресурсный центр по организации инклюзивного образования в ДОО» для психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

«Положительные результаты уже достигнуты по следующим направлениям: разработано методическое пособие, в образовательный процесс внедрены инновационные развивающие, в том числе дидактические методики, повысилась компетентность педагогов», – рассказала Астафьева.

По мнению директора Института коррекционной педагогики, доктор педагогических наук Татьяны Соловьевой, проблемы инклюзивного образования активно обсуждаются, решения на федеральном уровне предлагаются в первую очередь Министерством просвещения.

«С другой стороны, остаются открытыми требующие активного решения аспекты: правоприменение основных нормативных документов, повышение компетенций профессиональных и родительских, а главное – договоренность всех участников воспитания по совместно направленным действиям, которые сопровождают ребенка в каждый момент в дошкольной организации и в семье», – отметила эксперт.

В рамках секции ФГОС заведующая сектора дошкольного образования Института развития образования Иркутской области Надежда Яблонцева рассказала, что недостатки дошкольного образования часто выражаются в неспособности интегрировать и использовать для принятия управленческих решений результаты мониторинговых исследований в области качества дошкольного образования.

«Решение выявленных проблем лежит в плоскости концептуального обоснования и реализации модели региональной системы оценки качества. Ее создание обусловлено возросшей потребностью всех участников мероприятий и процедур оценки качества дошкольного образования, соотнесения функционирующих информационных систем и мониторингов для получения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений», – рассказала она в ходе работы секции.

VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования организован Министерством просвещения РФ совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Академией Минпросвещения России. Он будет проходить в течение двух дней 17-18 ноября в онлайн-режиме. В нем принимают участие более 25 000 человек.