Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги онлайн-вебинара об особенностях организации образования воспитанников с ОВЗ в группах разной направленности ДОО

01.12.2020

Первый вебинар в рамках цикла образовательных онлайн-семинаров, организованных Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, был посвящен теме «Особенности организации образования воспитанников с ОВЗ в группах разной направленности ДОО». Его провела кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания Жанна Антипова.

«Наши вебинары нацелены прежде всего на оптимизацию работы всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации: воспитателей, специалистов сопровождения, дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов. Также цикл вебинаров будет полезен и для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудников региональных и муниципальных органов власти. Вы получите ценные, важные знания по многим вопросам дошкольного образования детей с ОВЗ», – сказала Жанна Антипова.

Эксперт отметила, что прежде, чем организовать и выбрать содержательный аспект при обучении детей с ОВЗ, стоит понимать всю сложность проблемы, которая стоит перед педагогами.

«Ребенок с ослабленным здоровьем зачастую физически не готов к освоению той или иной программы в дошкольной образовательной организации. Это накладывает отпечаток на организацию педагогической деятельности, ведь педагоги должны учитывать состояние здоровья каждого ребенка», – заявила Жанна Антипова, добавив, что с каждым годом количество детей, которых нуждаются в адаптированных образовательных программах, становится все больше.

Эксперт обратила внимание, что современное законодательство в полной мере обеспечивает нормативно-правовое регулирование деятельности дошкольной организации по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью.

«Главное, что для детей с ОВЗ сегодня есть возможность доступа к образованию в местах своего непосредственного проживания. Таким образом, родителям не нужно возить ребенка в другой район или регион за коррекционной помощью. Также важно то, что права родителей являются приоритетными при выборе образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Все остальные рекомендации педагогов или консилиумов носят рекомендательный характер. Это связано с тем, что взрослые понимают возможности своей семьи и состояние здоровье ребенка, – уточнила кандидат педагогических наук.

Обучение детей с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – его индивидуальной программой реабилитации. Для их обучения в образовательных организациях создаются специальные условия.

Кандидат педагогических наук напомнила, что адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план разрабатываются на основе результатов психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ (воспитатели, логопед, психолог, дефектолог, тьютор, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре). Индивидуальный учебный план является ориентиром для педагогов, родителей в занятости ребенка и загруженности специалистов сопровождения. Все они несут ответственность за его реализацию в повседневной практической работе.

Дети с ОВЗ могут обучаться в группах разных направленностей: группах комбинированной направленности, группах компенсирующей направленности, группах оздоровительной направленности и группах общеразвивающей направленности.

Кроме того, на вебинаре рассказали о законодательных изменениях, которые вступят в силу в 2021 году, в том числе приказ Минпросвещения от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО», по которому будет скорректирована терминология. Например, теперь обучающая программа для группы будет называться адаптированная образовательная программа дошкольного образования. А также в ходе онлайн-включения разобрали примеры оформления адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В конце Жанна Антипова подробно ответила на вопросы зрителей, поступившие в ходе онлайн-вебинара.

Следующий вебинар состоится 2 декабря, он будет посвящен особенностям разработки и реализации адаптированных программ дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.

Напомним, вебинары проходят 1 – 7 декабря 2020 года, они посвящены результатам апробации примерных адаптированных программ в регионах. Ведущие научные сотрудники Института рассказывают об особенностях разработки и реализации адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрывают основные проблемы, которые могут испытывать дошкольные образовательные организации, при составлении подобных программ.

Серия вебинаров организована для воспитателей и специалистов сопровождения дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, педагогов-психологов, тьюторов.