Министерство просвещения Российской Федерации

В Санкт-Петербурге состоялось окружное семинар-совещание Северо-Западного Федерального округа по вопросам разработки и реализации программ воспитания

20.08.2021

20 августа в Санкт-Петербурге состоялось шестое окружное семинар-совещание по вопросам разработки и реализации программ воспитания в регионах. В ГБНОУ «Академия талантов» собрались специалисты в области воспитания Северо-Западного Федерального округа. Обсуждали разработку и внедрение программ воспитания в образовательных учреждениях с 1 сентября 2021 года.

На пленарном заседании выступили:

  • директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Наталья Агре;
  • заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Андрей Борщевский;
  • начальник Департамента воспитания Министерства образования Калининградской области Лариса Барковская;
  • ректор ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» Галина Китайгородская.

«Мы старались выстроить процесс таким образом, чтобы не столько создать новую программу, сколько дать новый взгляд на то, что уже было
в наших традициях, в нашей педагогике на протяжении последних 100 лет»,
– обратилась к участникам мероприятия Наталья Агре. «Программа воспитания – это общественный договор. Если мы в начале года договоримся о чем-то, нам будет что к его концу обсудить – достигли мы этих результатов или нет. Один из самых больших запросов сейчас в учебных учреждениях – это вопрос ведения мониторинга и оценки воспитательной деятельности. Мы сейчас также думаем об этом вместе с Федеральным институтом оценки качества образования. Давайте так же, как с программами воспитания, постараемся выстроить и систему мониторинга, которая бы не только показывала то, где находится учебное учреждение, но и в первую очередь для каждого директора, каждого зама по воспитательной работе была бы инструментом», – заключила она.

Андрей Борщевский поделился опытом воспитательной работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и отметил, что в приоритете стоит традиционность в педагогических подходах: «Само требование, само поручение сделать мониторинг программ воспитания, которые были раньше, сделать некую ревизию – они нас подтолкнули к определенной работе, когда мы пересмотрели программу воспитания с учетом новых тенденций, веяний. А можно сказать честно и открыто – и с учетом тех проблем, которые возникают именно сегодня, и того поведения несовершеннолетних, которое в некоторых вопросах нас может беспокоить. Я имею в виду суициды и участие в несанкционированных акциях. Здесь задача, которую мы можем перед собой поставить по решению в рабочих программах воспитания, заключается в вовлечении детей и решении тех проблем, которые, к сожалению, могут сегодня возникать».

Затрагивались и вопросы поддержки педагогического сообщества. Лариса Барковская рассказала о системе материальной поддержки, которая действует в Калининградской области: «Если не будут ценности положены в основу воспитания, не будет фундамента, то и дальше ничему не прорасти. Поэтому воспитательная деятельность должна быть оплачена достойно – и мы это понимаем. Мы также понимаем, что должна быть инфраструктура. И для того, чтобы новая инфраструктура воспитания появилась в школе, в муниципальном учреждении, должна быть поддержка. Так, мы заговорили о порядке предоставления грантов. Да, может быть, это не такие большие суммы, и не так много школ может принять участие. Но этот инструмент способствует тому, чтобы каждая школа описала, что у нее есть, проанализировала и структурировала свою деятельность. И это возможность получить полмиллиона рублей на то, чтобы создать кабинет, музейное пространство или какую-то рекреацию. Это такой мотиватор, который позволит школам двигаться дальше».

Для обмена опытом был выбран формат круглого стола на тему воспитания в системе образования, в дошкольных, школьных и средне профессиональных образовательных организациях. Секции возглавили эксперты Института воспитания:

  • директор Института воспитания Наталья Агре;
  • ведущий научный сотрудник Института воспитания Анна Теплова;
  • доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального Института развития образования РАНХиГС Владимир Блинов;
  • кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания Александр Буянов.

Для участников прошел также семинар «О развитии системы ценностных ориентаций у молодежи». На общем собрании в завершение работы подвели итоги семинар-совещания, на котором участники круглых столов конкретизировали общие проблемы сфер воспитания и образовательной деятельности регионов и предложили пути их решения.

Напомним, по поручению Президента России проходит работа по возрождению программ воспитания в образовательных организациях (в соответствии с законом «Об образовании»). До 1 сентября 2021 года все образовательные учреждения должны разработать свои Программы воспитания. Институт воспитания РАО разработал Примерные программы, которые станут основой программ образовательных организаций в стране. Внедрение программ воспитания позволит проанализировать проблемы обучающихся и оказать необходимое содействие в решении вопросов воспитания. Все актуальные материалы, касающиеся апробации и разработки программ воспитания, включая проекты Примерных программ, размещены в специальном разделе сайта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.