Министерство просвещения Российской Федерации

Директор Института воспитания РАО Наталья Агре выступила на VIII Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей

03.12.2021

2 декабря 2021 года директор Института воспитания РАО Наталья Агре выступила на VIII Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей.

Целью совещания стало обсуждение вопросов стратегического развития системы дополнительного образования детей в процессе достижения Россией целей устойчивого развития мирового сообщества, национальных целей развития, а также оценки промежуточных результатов и разработки эффективных решений реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Наталья Агре в своем выступлении сделала акцент на том, что дополнительное образование является неотъемлемой частью жизни ребенка в любом возрасте. По словам Натальи Валентиновны, тема воспитания сейчас действительно занимает первое место в повестке Министерства просвещения. Нужно понимать, что действия, которые совершаются в данный момент в системе воспитания, влияют и на будущее нашей страны. А дополнительное образование составляет значительную часть воспитания, которое начинают родители, предлагая первые игры своему ребенку.

«Очень сложно вовлечь ребенка в тему, в которой ты не горишь сам. Поэтому, когда мы видим вдохновленных пап, увлеченных футболом, которые сажают своих малышей для просмотра первых матчей, когда они покупают первый маленький футбольный мяч малышу, который только учится ходить, — это уже то самое развитие, тот самый вклад в воспитание через систему дополнительного образования», — отметила она.

Институт воспитания занимается разработкой примерных программ воспитания для всех уровней образования. Программы дошкольного и среднего профессионального образования уже утверждены. Сейчас Институт апробирует программы воспитания для общего образования и дополнительного образования. Что касается последней, возникает запрос включения некоторых важных пунктов в программу. Первое – это каким образом воспитатель детского сада поможет помочь родителям определиться с тем или иным направлением дополнительных занятий для ребенка. Воспитатели нередко предлагают занятия, которые совершенно не подходят ребенку, противоречат его интересам.

«Здесь мы, с одной стороны, можем как повлиять в позитивном ключе, так и где-то затормозить, повредив тому самому воспитанию, о котором мы сегодня говорим. Потому что, когда мы ребенка начинаем перетруждать или ставить ему цели, которые не подходят в силу возраста, очень важно взаимодействие родителей и педагогов, почему я уже не раз говорю, что программа воспитания в допобразовании — это не самостоятельные программы. И мы должны четко выстроить алгоритмы взаимодействия, как мы можем понять, где нам нужно остановиться и предложить что-то новое ребенку», — прокомментировала этот факт директор Института воспитания.

Еще один аспект, который затронула Наталья Агре в своем выступлении, касается школьного возраста. В систему дополнительного образования гармонично входят дети начальной школы. Вдохновленные родители видят множество вариантов дополнительных занятий для своих детей. Например, возможность отдать ребенка в центр дополнительного образования. Такие центры открываются по всей стране и предоставляют большой спектр услуг. Где бы ни занимались дети, мы видим тенденцию, что к средней школе они выходят из системы дополнительного образования. Проблема в том, что специалисты упускают момент, когда у детей пропадает интерес. В этот момент необходимо переключать детей на другую деятельность, давать возможность пробовать различные варианты поиска себя, вовлекать в занятия в других сферах. Любой ребенок, который остается не вовлеченным, фактически теряет все возможности в системе дополнительного образования.

«Нам очень важно, чтобы каждый ребенок действительно попал в то место, которое позволит сохранить ему ту самую «искорку», потому что как мы видим сейчас, особенно это касается сложных подростков, детям не хватает значимых взрослых. И если в любом классе, в любой группе колледжа на одного ребенка приходится, в лучшем случае, какая-то 1/30 времени куратора, классного руководителя, воспитателя, то как раз в системе дополнительного образования на него выделяется больше времени. Эту значимость взрослых в системе допобразования важно сформировать», — сказала Наталья Агре.

Если говорить о стратегических задачах, очень важно выстроить систему информирования родителей о секциях дополнительного образования в школе. Нужно, чтобы специалисты приходили в школы и демонстрировали, знакомили родителей с возможностями дополнительного образования. Наталья Агре отметила, что есть и другой сценарий. В нем классные руководители, заметив интересы своих подопечных, сообщают об этом специалистам дополнительного образования и советуют ребенку пойти в конкретную секцию.

«Я думаю, что в той деятельности, которую ведет на сегодняшний день Институт и вы, уважаемые коллеги, в этой сфере мы обязательно добьемся прекрасных результатов, а все человеческое, что нам не чуждо, смогут реализовывать преподаватели, родители и специалисты дополнительного образования на местах, а это все во благо».

Подробнее о совещании – по ссылке.