Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Директор Института воспитания Наталья Агре рассказала о важности дополнительного образования для школьников

07.10.2021

6 октября на радио «Эхо Москвы» в эфире программы «Нацпроекты: инструкция по применению» радиоведущий Алексей Соломин и руководитель дирекции стратегии, исследований и аналитики АНО «Национальные проекты» Юлия Грязнова поговорили с гостями студии об одном из аспектов нацпроекта «Образование». В качестве экспертов выступили директор Института воспитания РАО Наталья Агре и учитель информатики, технологии и проектной деятельности Алексей Фоломкин.

Отвечая на вопрос ведущих о том, что дает детям современная школа, Наталья Агре подчеркнула, что главное отличие сегодняшнего образования от того, которое было несколько десятков лет назад, – это возможность вовлечь школьника, помимо основных занятий, в большое количество внешкольных активностей. Кроме разнообразных кружков и секций – это еще и участие в общественных движениях.

«Сегодня как раз школа как никогда сильна тем, что в системе образования есть столько опций допобразования. Если мы раньше ходили в школу, был не очень большой выбор секций, достаточно узконаправленный, часто ведущий как раз к ранней профориентации – было не принято бросать эти кружки – то сейчас, наоборот, много центров допобразования, которые дают развитие, очень важно ими пользоваться», – уверена Наталья.

Причем огромный выбор дополнительных занятий, с точки зрения директора Института воспитания, – это не маркер того, что школа дает детям недостаточно знаний.

«Допобразование тоже является частью системы образования в РФ, – пояснила Наталья Агре. А секрет успеха, по ее мнению, – в совместном планировании внеурочной деятельности детей, то есть, во взаимодействии родителей, учителей-предметников, классного руководителя, советников директора по воспитанию, педагогов дополнительного образования и представителей общественных организаций друг с другом:

«Именно в этом взаимодействии между школой, родителями, общественными организациями и учреждениями допобразования должен находиться ребёнок. Мы должны его окружать в данном случае и заботой, и вниманием, и, что немаловажно, любовью».

Юлия Грязнова поддержала Наталью Агре в этом вопросе.

«Мне кажется, сам по себе вопрос этот – у школы есть недостаток – он исходит из каких-то представлений столетней давности, когда школы было достаточно. Но мир настолько усложнился, что система образования тоже должна усложняться вслед за миром. Невозможно в сложный мир ребёнка подготовить каким-то одним достаточно простым инструментом, таким, как школа», – подтвердила она.

Об одной из возможностей сочетать дополнительное образование с основным школьным, а именно – о проекте «Точка роста», рассказал учитель Алексей Фоломкин.

«Дети с третьего класса начинают изучать проектную деятельность, решать задачи, которые в таком возрасте самостоятельно выполнить невозможно практически. Они привлекают родителей, и когда родители видят то оборудование, которое дети изучают – это просто инструмент для чего-то большого», – пояснил он и отметил, что оборудование для внеурочной деятельности из кабинета «Точки роста» в его школе уже освоило большинство учителей и теперь они используют эти инструменты для создания с учениками проектов по своим предметам.

Коснулись в эфире и темы планирования занятости школьников. Наталья Агре отметила, что важно учитывать и интересы ребенка, и его настрой, и не забывать об отдыхе и свободном времени, которые так же необходимы, как занятия в кружках.

«Ребёнок занят действительно должен быть. Но у ребёнка должно быть ещё время, чтобы быть занятым самим собой, потому что в противном случае как, взрослея, он будет принимать решения о выборе своей будущей профессии, о том, что ему нравится и не нравится? Очень важно оставлять время для принятия собственных решений», – уверена она.

Но самое главное отличие дополнительного образования от обязательного – это возможность выбора направления. Помочь с ним могут и родители, и школьные учителя, знающие так много о возможностях ребенка, и, конечно, сами педагоги допобразования. И тут важно не боятся менять одно направление на другое, следуя за ребенком, – к такому выводу пришли все участники диалога в студии «Эха Москвы».