Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Большинство школьников считают себя патриотами

09.05.2021

Сегодня вся страна отмечает 76-ую годовщину со Дня Победы. В дни празднования взрослые еще больше рассуждают о том, как школьники относятся к празднику и к событиям тех лет, и являются ли они патриотами. Но празднованием только этой даты воспитание чувств патриотизма и любви к Родине не заканчиваются. Институт воспитания провел исследование на тему ценностей среди школьников, конечно, затронул тему патриотизма. В исследовании участвовали дети в возрасте от 10 до 17 лет, обучающиеся в организациях дополнительного образования.

По результатам исследования, 76% школьников отметили, что считают себя патриотами. 42% ответили, что патриотизм – это действия «во благо страны», 35% – это защита страны «от нападок и обвинений».

Как мы видим, большинство школьников идентифицируют себя как патриоты. А вот уже меньше половины раскрывают какой смысл они в это вкладывают и всего чуть больше трети понимают, что патриотизм – сохранение исторической памяти. И этому вопросу необходимо отвести одно из ключевых мест в вопросах воспитания. Следует рассказывать детям о том, на какие источники данных (книги, фильмы, сайты), в том числе и СМИ, следует обращать внимание для понимания объективной картины происходящего. Уроки истории и обществознания должны мотивировать детей к углубленному изучению фактов, чтобы формировалось понимание, на что они могут опираться при аргументации каких-либо вопросов.

В рейтинге основных источников информации для школьников – социальные сети (79%), друзья (56%), новостные ленты в сети Интернет (50%).

Чтобы сформировать у детей необходимые знания, нужно размещать и транслировать их теми способами и на тех платформах, где дети эти знания массово получают. Как мы видим из исследования – это социальные сети и просторы Интернета. Необходимо создать телеканал для подростков, радиостанцию, новостной сайт и новостные паблики. И вся эта информация на них должна быть адаптирована по формату и подаче информации для школьников старших классов. Немаловажно привлекать самих подростков как к созданию такого информационного материала, так и к аналитике: о чем и как говорить.

Школьники, которые считают себя патриотами, в большей степени связывают успех с хорошим образованием (83%), реализацией собственных способностей (82%), а также с наличием хороших и верных друзей (80%).

Для того, чтобы помочь детям реализовать свои способности, необходимо как можно больше информировать детей и родителей: где и как получить дополнительные навыки и компетенции для того, чтобы стать успешным гражданином. В рамках национального проекта «Образование» большое внимание уделяется формированию успешной среды для личностного и творческого потенциала каждого ребенка. Если обратить внимание на тезис о дружбе – здесь важно закладывать примеры такой дружбы в мультимедийных форматах (в том числе и межнациональной, межконфессиональной, дружбы между собой детей с ОВЗ и др). То, как общаются между собой сверстники, дети и взрослые (под взрослыми мы предполагаем родителей, педагогов, бабушек и дедушек) в мультфильмах, фильмах, литературных произведениях, видеороликов популярных YouTube каналах – формирует в детях нормы поведения, которые они и транслируют в жизнь.


«Нужно больше верить в детей и в их потенциал. Долгое время был стереотип, что патриотизм не так значим для современных школьников. Однако, как показывают результаты опроса, 76% учащихся считают себя патриотами. Один из самых эффективных способов донесения информации – живой диалог и непрерывное участие в жизни каждого школьника. К примеру, через социальные проекты», – прокомментировала результаты исследования директор Института воспитания Наталья Агре.


Институт воспитания проводит активную поддержку всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности с участием детей и молодежи. Совместно с Минпросвещения России Институт проводит тематические онлайн-уроки, направленные на гражданско-патриотическое воспитание детей. Данный проект реализуется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».