Министерство просвещения Российской Федерации

Светлана Лобынцева: «Педагогам важно сформировать у школьников осознанное отношение к своим интересам и будущей профессии»

18.04.2023

18 апреля 2023 года Светлана Лобынцева, ведущий научный сотрудник Института воспитания, кандидат педагогических наук, стала спикером пленарной сессии XXVI Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование. Профессиональное и личностное самоопределение в изменяющемся мире».

Эксперт представила тему «Система профориентационной работы в условиях реализации программы воспитания: актуальные направления» и рассказала, как педагог может помочь детям выбрать профессию:

«Основной подход, которым должен руководствоваться педагог, чтобы помочь школьникам выбрать будущую специальность, – это рефлексия. Благодаря анализу у детей развивается субъектная позиция по отношению к предполагаемой профессии. Этот подход самый эффективный и универсальный: он подойдёт для детей разного возраста, поэтому педагогам важно сформировать у школьников осознанное отношение к своим интересам и будущей профессии», – прокомментировала Светлана Лобынцева.

Она также отметила, что:

  • для 51 % школьников высшее образование не является ценностью в современном мире;

  • всего 9 % школьников обсуждают свои профессиональные планы с педагогами;

  • свою роль в формировании профориентации ребенка видят 58 % педагогов;

  • при выборе профессии школьники ориентируются на собственный интерес к специальности (79 %) и востребованности профессии (55 %);

  • 58 % учащихся не смогли назвать профессии, которые, по их мнению, считаются наиболее перспективными.

На пленарной сессии обсудили актуальные вопросы и перспективные направления в сфере профессиональной ориентации как основы успешного личностного самоопределения с учётом вызовов современного общества и глобальных социокультурных трансформаций. Участники также затронули:

  • проблемы и перспективы профориентации обучающихся;

  • эффективные профориентационные практики: взгляд нового поколения и результаты исследования;

  • подготовку будущих педагогов-воспитателей к инновационной деятельности в изменяющейся образовательной среде.

В пленарной сессии также приняли участие:

  • Анатолий Клюев, доктор философских наук, профессор, директор Центра социологических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС;

  • Светлана Ляшко, кандидат социологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра социологических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС;

  • Нодира Марипова, преподаватель кафедры дошкольной методики, Чирчикский педагогический университет;

  • Светлана Никитина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»;

  • Виктор Пронькин, кандидат философских наук, директор института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени Александра Герцена.

Конференция прошла в Ленинградском областном институте развития образования. Подробнее о конференции можно узнать по ссылке.