18.05.2023
17 мая 2023 года Ирина Лыкова, главный научный сотрудник Института воспитания, доктор педагогических наук и лауреат Премии Правительства РФ в области образования, прочитала лекцию в Центре знаний «Машук». Слушателями стали 300 советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В Пятигорске они проходят обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями».
Ирина Лыкова рассказала о диагностике состояния современной семьи, её психологическом портрете и эффективных формах взаимодействия между близкими.
«Сейчас наблюдается глобальная трансформация института семьи и, как следствие, изменение устойчивых моделей семейного воспитания. Подобная трансформация является естественным процессом и обусловлена как культурно-историческими факторами, так и логикой саморазвития семьи как общественного института. Семейное воспитание в условиях новой социальной реальности, с одной стороны, сохраняет устойчивые для данного социального института черты, а с другой – изменяется под влиянием объективных факторов социально-экономических изменений и внутренних факторов, свойственных для саморазвивающейся институции», – отметила Ирина Александровна.
В 2022 году Институт воспитания провёл исследование, в котором опросил более 3,5 тысяч человек. Ирина Лыкова подвела итоги мониторинга и отметила, что:
большая часть родителей (79,4 %) предпочитают передавать семейные традиции и ценности через любовь, дружбу, взаимоуважение и заботу друг о друге;
Главный научный сотрудник Института воспитания также отметила, что изучать эти проблемы необходимо, потому что семейные традиции и ценности – это те маркеры, которые говорят об изменениях в обществе. По ним можно определить устойчивость института семьи и тренды, которые могут стать её неотъемлемыми характеристиками.
В связи с этим возникает необходимость:
глубокого изучения традиций семейного воспитания;
Научный анализ этих изменений позволил:
выработать новые подходы к сопровождению современных семей в области компетентного воспитания детей;