30.03.2023
30 марта 2023 года Елена Богданова, главный научный сотрудник Института воспитания, доктор педагогических наук, профессор РГУ имени Сергея Есенина, выступила на пленарном заседании IV Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики». Она осветила тему: «Семейное чтение в России XXI века».
Елена Богданова рассказала о трансформации семейного чтения в России и привела статистические данные Института воспитания, которые были собраны в сентябре 2022 года. На основании анкетирования 730 молодых семей выяснилось, что:
ежедневно читают детям 38.5% опрошенных;
34,1 % открывают книгу несколько раз в неделю;
9,7% только по выходным;
1,5% лишь в отпуске;
13,7% очень редко;
2,5% не читают с детьми вообще.
«Очень немногие прибегают к тактильному контакту во время чтения, а ведь ребёнку так приятно, когда его обнимают. Также родители забывают о важных атрибутах семейного чтения: торшере, лампе, угощении, любимой игрушке. Обстановка во время знакомства с книгой семьями недооценивается, а ведь именно она располагает ребёнка к чтению», – подчеркнула Елена Богданова.
Также Елена Богданова отметила, что у каждого ребёнка должна быть своя библиотека из тонких и недорогих книг. Тогда у детей появляется возможность с ними взаимодействовать: раскладывать, рассматривать и рисовать на полях. С этими книгами должно быть разрешено всё.
После выступления главный научный сотрудник Института воспитания ответила на вопросы слушателей о значении семейного чтения для дошкольников и школьников. Елена Богданова рассказала, что лучше знакомить детей с литературой как можно раньше. У самых маленьких чтение ассоциируется с маминым голосом и объятиями. В раннем возрасте ребёнок может не понять смысл книги и не вспомнить сюжет, зато сложится и укрепится семейная традиция.
«Для читателей 5–6 лет очень важно, чтобы главный герой тоже был маленький, поэтому дети так любят фильмы о природе и животных: цыплятах, котятах, утятах. Для этого возраста подойдут иллюстрированные книги Владимира Сутеева. Для младшего школьника лучше выбрать книги, где действующее лицо – их ровесник. Таким читателям можно предложить произведения Максима Горького. А для подростков подойдут книги, герои которых стоят перед моральным выбором. Например, такой сюжет предлагают Михаил Шолохов в “Судьбе человека” или Владимир Железников в “Чучеле”», – отметила Елена Богданова.
IV Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» пройдёт в Российской государственной детской библиотеке до 31 марта 2023 года. В программу мероприятия включены:
пленарное заседание;
тематические секции;
лекции;
круглые столы;
дискуссии для обмена практическим опытом.
Участники встречи – специалисты, занимающиеся исследовательской деятельностью в области чтения. Послушать их выступления можно онлайн и в записи на сайте.