Министерство просвещения Российской Федерации

Елена Богданова рассказала, как возродить традиции семейного чтения

30.03.2023

30 марта 2023 года Елена Богданова, главный научный сотрудник Института воспитания, доктор педагогических наук, профессор РГУ имени Сергея Есенина, выступила на пленарном заседании IV Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики». Она осветила тему: «Семейное чтение в России XXI века».

Елена Богданова рассказала о трансформации семейного чтения в России и привела статистические данные Института воспитания, которые были собраны в сентябре 2022 года. На основании анкетирования 730 молодых семей выяснилось, что:

  • ежедневно читают детям 38.5% опрошенных;

  • 34,1 % открывают книгу несколько раз в неделю;

  • 9,7% только по выходным;

  • 1,5% лишь в отпуске;

  • 13,7% очень редко;

  • 2,5% не читают с детьми вообще.

«Очень немногие прибегают к тактильному контакту во время чтения, а ведь ребёнку так приятно, когда его обнимают. Также родители забывают о важных атрибутах семейного чтения: торшере, лампе, угощении, любимой игрушке. Обстановка во время знакомства с книгой семьями недооценивается, а ведь именно она располагает ребёнка к чтению», – подчеркнула Елена Богданова.

Также Елена Богданова отметила, что у каждого ребёнка должна быть своя библиотека из тонких и недорогих книг. Тогда у детей появляется возможность с ними взаимодействовать: раскладывать, рассматривать и рисовать на полях. С этими книгами должно быть разрешено всё.

После выступления главный научный сотрудник Института воспитания ответила на вопросы слушателей о значении семейного чтения для дошкольников и школьников. Елена Богданова рассказала, что лучше знакомить детей с литературой как можно раньше. У самых маленьких чтение ассоциируется с маминым голосом и объятиями. В раннем возрасте ребёнок может не понять смысл книги и не вспомнить сюжет, зато сложится и укрепится семейная традиция.

«Для читателей 5–6 лет очень важно, чтобы главный герой тоже был маленький, поэтому дети так любят фильмы о природе и животных: цыплятах, котятах, утятах. Для этого возраста подойдут иллюстрированные книги Владимира Сутеева. Для младшего школьника лучше выбрать книги, где действующее лицо – их ровесник. Таким читателям можно предложить произведения Максима Горького. А для подростков подойдут книги, герои которых стоят перед моральным выбором. Например, такой сюжет предлагают Михаил Шолохов в “Судьбе человека” или Владимир Железников в “Чучеле”», – отметила Елена Богданова.

IV Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» пройдёт в Российской государственной детской библиотеке до 31 марта 2023 года. В программу мероприятия включены:

  • пленарное заседание;

  • тематические секции;

  • лекции;

  • круглые столы;

  • дискуссии для обмена практическим опытом.

Участники встречи – специалисты, занимающиеся исследовательской деятельностью в области чтения. Послушать их выступления можно онлайн и в записи на сайте.