Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Подведены итоги конкурса идей и сценариев короткометражных мультфильмов «Мы из детства»

23.12.2020

В Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО 23 декабря состоялось подведение итогов конкурса сценариев и идей короткометражных мультфильмов «Мы из детства». Всего жюри рассмотрело 2214 работ, авторами которых стали 1553 участника. Многие из них имеют большой потенциал и могут стать основой для прекрасных мультфильмов. Об этом рассказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, председатель организационного комитета конкурса Наталья Агре.

«Многие идеи и сценарии касаются актуальных на сегодняшний день тем. Среди них – уважение к старшим, семейные ценности, взаимоотношения между людьми разных полов и другие важные для воспитания детей и подростков ценности. Теперь на основе лучших работ совместно с режиссерами нам предстоит создать сами короткометражки. Это большая работа запланирована на следующий год», – отметила она.

Победителями конкурса стали Анастасия Антонова из Смоленской области с работой «Бабушка стала маленькой», Екатерина Бакланова из Свердловской области (работа «Книга рецептов»), Павел Кульков из Челябинской области (работа «Королевства и драконы») и Андрей Саломатов из Москвы с работой «Знакомые нашей елки». Также порядка 20 работ из шорт-листа смогут снять другие студии и организации, которые занимаются мультипликацией.

По словам Агре, важную роль в проведении конкурса оказала информационная поддержка Министерства просвещения РФ.

«Получилось даже лучше, чем мы рассчитывали, благодаря анонсу конкурса на информационных ресурсах Минпросвещения России, где аудитория более подготовленная и лояльно настроенная к вопросам воспитания. Поэтому в целом с точки зрения содержания в присланных работах не к чему было придраться», – сказала и. о. директора Института воспитания РАО.

В свою очередь аниматор, режиссер-сценарист, лауреат российских и международных конкурсов Михаил Алдашин добавил, что члены жюри в первую очередь оценивали интересность идей.

«Сегодня многие люди пишут сценарии профессионально, с фантазией, с чувством, и это приятно наблюдать. Нужно писать о том, что заденет, возбудит творческую энергию и желание работать. Тогда получится хорошее кино. Мы ставили оценки больше исходя из того, насколько интересна идея. Во-вторых – из того, насколько интересно она описана. И чаще всего эти критерии совпадали, ведь редко бывает, когда хорошо написанный сценарий сам по себе плох. Грамотность, конечно, имеет значение, но интересная идея важнее. Так, например, в число призеров попал один из детских сценариев, написанный 11-летним подростком. Это феерическая фантазия, совершенно непредсказуемые и потрясающие вещи – по такой работе легко написать хороший сценарий», – рассказал Алдашин.

Режиссер, член художественного совета Института изучения детства, семьи и воспитания Алексей Алексеев обратил внимание, что идея всех конкурсов достаточно одинакова – поиск хороших работ.

«Редко бывает, когда в процентном соотношении достаточно одновременно интересных и оригинальных работ. И этот конкурс показал, что оригинальность, которую так сложно найти в этом мире, сохраняется. Среди заявок есть авторы, которые проявили себя с точки зрения оригинальности мышления. И естественно, их работы отвечают требованиям конкурса», – объяснил Алексеев.

По мнению ведущего научного сотрудника Института воспитания, кандидата педагогических наук Анны Тепловой, несмотря на разнообразие присланных работ, главное в каждой из них – это ценность доброты.

«Известно что, главной ценностью для русской культуры является доброта. Именно это и было видно во всех работах: принятие друг друга, доброта в семье, дружба – все эти ценности всегда были свойственны нашему народу. Более того, самое классное в этих сценариях – это отсутствие назидательности, то есть все ценности так мягко упакованы, что они откликаются в сердце», – отметила Теплова.

Она подчеркнула, что мультфильмы – это такой же инструмент, как игрушка, и подключать его надо тогда, когда через аудио- и визуальные образы ребенок начинает понимать, что происходит вокруг него. Главное не забывать, что мультфильмы не могут полностью заменить воспитание или общение с родителями.

Многие идеи и сценарии помогут родителям и педагогам в воспитании детей и подростков. Такое мнение выразила кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института Вера Ряшина.

«Многие идеи хороши для мультстудий при детсадах и школах. И было бы здорово создать своего рода банк таких сценариев, чтобы воплощать их через видео и мультсюжеты. Они содержат творческую, образовательную, воспитательную и дидактическую составляющую. Поэтому можно обсуждать с воспитателями, почему та или иная идея важна. Например, они помогут понять детям в простой форме, как устроен мир, объяснить им, что есть разные люди, культуры, страны, времена года. Благодаря этому станут немного добрее и более сплоченными», – считает Ряшина.

Напомним, о старте конкурса было объявлено в Международный день анимации, 28 октября.

В 2020 году была принята поправка в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Она определяет понятие «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО занимается разработкой программ воспитания для детей от 0 до 18 лет.