Министерство просвещения Российской Федерации

Итоги второго вебинара о психолого-педагогических основах образования от 2 месяцев до 3 лет

15.12.2020

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования провел второй экспертный вебинар на тему: «Психолого-педагогические основы образования детей от 2 месяцев до 3 лет: от разработки образовательной программы до создания предметно-пространственной среды». Ведущие научные сотрудники Института, кандидаты педагогических наук Анна Теплова и Анна Бояринцева рассказали об особенностях проектирования развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

Анна Теплова объяснила, что РППС непосредственно зависит от содержания основной образовательной программы дошкольного образовательной организации. «Для того чтобы РППС была нестандартной и удобной, а также соответствовала проводимой работе с детьми, она должна учитывать условия самого детского сада и собственные наработки педагогов», – сказала она.

Одна из ключевых идей при планировании РППС – идея безопасного развития детства, включающая как внешние, так и внутренние факторы. К внешним принято относить семью и близких, которые обеспечивают безопасность малыша; законодательство, гарантирующее безопасность в нормативно-правовом поле; отношение самого общества к идее физического и психического развития ребенка и укрепления его здоровья. В свою очередь, внутренние факторы – те, которые помогают сформировать в раннем возрасте чувство базового доверия к миру, самосохранение, чувство защищенности, ощущение силы, внутренний мир ребенка, опыт позитивных достижений ребенка.

Вторая базовая потребность ребенка в раннем возрасте – потребность в движении, которую также следует учитывать при планировании РППС. Ведущие научные сотрудники Института обратили внимание педагогов и родителей на то, что восприятие детей раннего возраста развивается в процессе практических действий.

«Ранний возраст является очень важным периодом, когда начинают развиваться способности, складываются такие качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений, познавательная активность, творческие возможности, речь, доброжелательное отношение к окружающим людям и миру вокруг, уверенность в себе, самостоятельность и многое другое», – рассказала Анна Бояринцева.

Эксперты обратили внимание на то, что в организации общих движений детей с двух месяцев до трех лет участвуют: ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга, механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений, зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения и преодолевать видимые препятствия, а также двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими. При этом для формирования базовых движений ребенку нужна не только подготовленная среда, но также свобода и время.

Важно понимать, что РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

В группе должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей и выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности. Также должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной и мелкой моторики.

«Образовательная среда для развития двигательной активности детей раннего возраста – это место встречи педагогических задач и интересов, потребностей и индивидуальных возможностей ребенка, а также его семьи и других заинтересованных лиц», – добавила Анна Бояринцева.

Кроме того, в ходе вебинара были подробно разобраны материалы и оборудование для физического развития детей от 2 месяцев до 3 лет, оснащение групповых участков и выносное оборудование, а также комплексные архитектурно-дидактические решения, принципы проектирования РППС дома и в детском саду и многое другое.

Напомним, Институт реализует проект «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования». В рамках проекта проводится анализ и систематизация научных подходов и существующих практик дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования.