Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Итоги первого вебинара о психолого-педагогических основах образования от 2 месяцев до 3 лет

14.12.2020

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования провел первый экспертный вебинар на тему: «Психолого-педагогические основы образования детей от 2 мес. до 3 лет: от разработки образовательной программы до создания предметно-пространственной среды». Об особенностях разработки и реализации образовательной программы для детей младенческого и раннего возрастов рассказали ведущие научные сотрудники Института, кандидаты педагогических наук Анна Теплова и Анна Бояринцева.

Они отметили, что при создании программы следует опираться на три основных документа: Федеральный закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и примерная основная образовательная программа. Также следует учитывать положения Трудового кодекса РФ, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО и другие нормативные документы.

«Мы должны обратить внимание на структуру программы, которая содержит три больших раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе мы увидим пояснительную записку цели, задачи, принципы и подходы и другие значимые характеристики для той или иной программы. Также здесь мы увидим планируемые результаты освоения программы», – сказала Анна Бояринцева.

Она добавила, что формы и методы должны быть указаны в содержательном разделе программы. В нем прописывается разделение деятельности по таким образовательным областям, как социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие ребенка.

В этом разделе важно учесть следующие аспекты образовательной среды: развивающая предметно-пространственная среда (РППС), характер взаимодействия ребенка со взрослыми, характер взаимодействия ребенка – с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям и себе самому. В этом разделе также должна быть отражена образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушения развития детей.

«Именно в нашем пособии разработана уникальная таблица, в которой соотнесены целевые ориентиры возрастного развития детей в контексте выполняемой деятельности. Например, одна из основных – это двигательная активность детей, здесь соотнесены основные нормативы, целевые ориентиры, заданные стандартом, и виды деятельности, на которые вы можете опираться. Это отличная шпаргалка, которая поможет вам организовать работу и правильно составить саму программу», – рассказала Анна Теплова.

В пособии также прописаны новые формы работы и взаимодействия педагогического коллектива, включающие семинары и проектирование. «В нем очень много системных вещей, которые должны реализовываться одинаково. Это взаимная работа с коррекционными педагогами, помогающими специалистами, чтобы вы оставались творческими в этой работе и выстраивали уникальную образовательную программу и в целом работу детского сада», – уточнила Анна Теплова.

Эксперты отметили, что образовательная программа также максимально учитывает условия собственной деятельности ДОО: размер детского сада, количество детей и групп, кадровые и материально-технические условия, традиции педагогического коллектива, потребности детей, готовность родителей участвовать в образовательном процессе, возможности окружающего социума, перспективы развития ДОО, а также наличие детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекционной работе или инклюзивном образовании.

Институт провел анализ всех 12-ти комплексных программ для детей раннего возраста. Так, три программы предназначены для детей от 2 месяцев до 3 лет («Первые шаги», «Теремок», «Детский сад 2100»). Шесть программ включают и дошкольный возраст: «Истоки», «От рождения до школы», «Детство» и «Мир открытий» имеют отдельные подразделы для детей раннего возраста; особенности образования детей данной возрастной категории интегрированы в общую структуру программ «Радуга» и «Вдохновение»; программа «Мозаика» предназначены для детей от 2 до 7 лет и захватывает лишь третий год жизни ребенка. Две комплексные программы отсутствуют на сайте ФИРО РАНХиГС, но активно используются практиками. В них отражен зарубежный опыт воспитания детей раннего возраста – это программы «Детский сад по системе Монтессори» и «Березка» на основе вальдорфской педагогики. Несмотря на ряд недостатков, все программы могут успешно применяться в дошкольном образовании детей младенческого и раннего возрастов.

В случае, если в организации имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, необходимо внести изменения в ООП ДО, используя одну из адаптированных программ в зависимости от особенностей ребенка.

При поступлении в детский сад ребенка с ОВЗ у него обязательно должно быть заключение психолого-медико-педагогической комиссии с прописанными условиями для получения дошкольного образования. Учитывая этот документ, специалисты ДОО разрабатывают адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования на основе основной программы.

Эксперты отдельно остановились на критериях выбора парциальных программ, таких как актуальность, инновационный потенциал, потенциальная полезность, надежность, перспективность и соответствие образовательных программ друг другу.

«Они должны не противоречить, а дополнять друг друга для достижения целевых ориентиров и с методической стороны, и с точки зрения других образовательных потребностей, в частности, программ для детей с ОВЗ. Это должно быть методически продуманно и соотноситься с основной образовательной деятельностью», – объяснила Анна Теплова.

По словам Анны Бояринцевой, воспитатели, работающие с детьми младенческого и раннего возрастов, должны быть высококвалифицированными специалистами. «Очень важно подготовить такие кадры, которые будут работать грамотно с этим возрастом. На Западе, например, это специалист, имеющий 2 – 3 высших образования», – обратила внимание кандидат педагогических наук.

В ходе вебинара также напомнили о конкурсе Института на присвоение статуса инновационной площадки школам и детским садам. Конкурс будет проходить по трем направлениям: научно-методические основы воспитания обучающихся в условиях общеобразовательной организации, научно-методические основы дошкольного воспитания, профилактика агрессивного поведения в образовательной среде. Срок приема заявок до 1 февраля 2021 года.

Следующий вебинар состоится 15 декабря в 13:00 (по мск). Он будет посвящен развивающей предметно-пространственной среде. Его трансляция будет организована в официальной группе Института во «Вконтакте»: https://vk.com/iidsvrao 

Напомним, Институт реализует проект «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования». В рамках проекта проводится анализ и систематизация научных подходов и существующих практик дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования.