Министерство просвещения Российской Федерации

НИР Разработка курса «Семьеведение»

Разработка курса «Семьеведение» для проведения занятий, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку (для общеобразовательных организаций и организаций системы среднего профессионального образования)

Руководитель работы: Алексей Александрович Майер, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник

Основные исполнители:

  • Алексей Александрович Майер, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник
  • Шестакова Оксана Александровна, кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник
  • Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник
  • Александр Александрович Буянов, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
  • Гошин Михаил Евгеньевич, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник
  • Евграфова Юлия Александровна, специалист Центра методического обеспечения
  • Руднева Александра Александровна, специалист Отдела реализации образовательных программ
  • Якуббо Анна Николаевна, специалист Отдела реализации образовательных программ

Цель исследования – разработать концепцию и программу курса «Семьеведение» для проведения занятий, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку (для общеобразовательных организаций и организаций системы среднего профессионального образования), а также дополнительную профессиональную программу (повышение квалификации) для педагогических работников, привлекаемых к реализации курса «Семьеведение» в образовательных организациях.

Актуальность

Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В настоящее время на государственном уровне реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных правовых документов (Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»). Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и семейных традиций.

В то же время в российском обществе сохраняется кризисное состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и рождения детей, росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях. Как следствие, происходит разрушение традиционных моделей семейных отношений, что неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению брак, их адаптации к семейной жизни и устойчивости молодых семей.

В связи с этим представляется актуальной разработка курса «Семьеведение» для проведения занятий с обучающимися общеобразовательных организаций, организаций системы среднего профессионального образования, направленного на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку с учетом имеющихся региональных практик, педагогической и научно-методической литературы в области семьеведения, а также этики и психологии семейной жизни.

Для этого целесообразно разработать научно обоснованные подходы к проектированию и содержанию учебного курса, которые лягут в основу концепции курса «Семьеведение», программы его реализации, направленной на повышение компетентности обучающихся и молодых людей в вопросах подготовки к семейной жизни, а также специалистов в области семейного воспитания на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Научная новизна заключается в том, что разработанная концепция и программа курса «Семьеведение» будут способствовать становлению единых содержательных подходов к созданию условий в образовательных организациях по формированию ценностного отношения обучающихся к семье и браку в системе образования Российской Федерации, а также профессиональной подготовки педагогических работников, привлекаемых к реализации курса.

Задачи исследования:

  1. Исследование региональных практик реализации курсов и программ, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку, в субъектах Российской Федерации.

  2. Анализ педагогической и научно-методической литературы в области семьеведения, этики и психологии семейной жизни.

  3. Разработка концепции курса «Семьеведение», направленного на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку.

  4. Разработка программы курса «Семьеведение» для общеобразовательных организаций и организаций системы среднего профессионального образования.

  5. Разработка и апробация дополнительной профессиональной программы (повышение квалификации) педагогических работников по совершенствованию профессиональных компетенций в области семьеведения, формирования у обучающихся ценностного отношения к семье и браку.

  6. Организация и проведение профессионально-общественного обсуждения программы курса «Семьеведение», формирования ценностного отношения обучающихся к семье и браку.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты и их возможная практическая значимость (применимость):

  1. Аналитическая записка по результатам исследования региональных практик реализации курсов и программ, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку, в субъектах Российской Федерации.
  2. Аналитическая записка по результатам анализа педагогической и научно-методической литературы в области семьеведения, этики и психологии семейной жизни.
  3. Научные публикации (статьи в научных журналах, входящих в базу данных РИНЦ) по тематике НИР (4).
  4. Научные доклады по тематике НИР на ведущих российских научно-практических конференциях (2).
  5. Концепция курса «Семьеведение», направленного на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку.
  6. Программа курса «Семьеведение» для общеобразовательных организаций и организаций системы среднего профессионального образования.
  7. Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) для педагогических работников (36 ч.), привлекаемых к преподаванию курса «Семьеведение».
  8. Глава в рецензируемой монографии по тематике НИР.
  9. Аналитическая записка по результатам профессионально-общественного обсуждения программы курса «Семьеведение», формирования ценностного отношения к семье и браку.

Достигнутые результаты будут востребованы руководителями и педагогическими работниками (классными руководителями, кураторами студенческих групп, советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, преподавателями, педагогами-психологами) общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, специалистами системы повышения квалификации, представителями социальных организаций и органов управления образованием, специалистами методических центров.

Научное исследование опирается на многолетний опыт исследований проблем воспитания в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», в ходе которых в 2021–2022 гг. были теоретически обоснованы педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций детей, спроектирована вариативная модель формирования ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях, на основе которой разработаны и внедрены в практику примерная (решение ФУМО по общему образованию от 23.06.2022 № 3/22), федеральные (приказы Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992, 993, от 23.12.2022 № 1014) рабочие программы воспитания для общеобразовательных организаций, примерная (решением ФУМО по общему образованию от 01.07.2021 № 2/21), федеральная (приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028) рабочая программа воспитания для дошкольных образовательных организаций, а также в 2023 г. актуализирована примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций (СПО), разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях в рамках отдельных содержательных направлений деятельности педагогов (модулей) в соответствии с примерными программами воспитания. Ранее научный коллектив принимал участие в разработке таких основополагающих документов в сфере воспитания, как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации, воспитательные компоненты ФГОС общего образования, профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.01.2021 №122-р и др.

Область применения результатов: воспитательная деятельность в системе общего образования, профессионального образования (СПО), дополнительного образования детей; система повышения квалификации и подготовки педагогических кадров. Полученные результаты и разработанные материалы могут использоваться в педагогической науке, в системе общего и высшего образования, в деятельности органов управления образованием по реализации актуальной государственной повестки в сфере воспитания, образования.