Министерство просвещения Российской Федерации

Научно-методическое обеспечение реализации в образовательных организациях федеральных (примерных) рабочих программ воспитания

Руководитель работы: Игорь Витальевич Метлик, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник

Соруководитель: Шестакова Оксана Александровна, кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе

Основные исполнители:

 Цель исследования – теоретически обосновать и разработать диагностический комплекс исследования ценностных ориентаций участников образовательных отношений для выявления условий реализации федеральных (примерных) программ воспитания в образовательных организациях и их научно-методического обеспечения.

Актуальность

С учётом современных тенденций и вызовов в государственных документах стратегического планирования определены приоритеты государственной политики в области воспитания, включая обновление учебно-воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, 2015), воспитание детей и молодёжи на основе российских традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2021), защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, 2022).

В 2020–2022 гг. в Российской Федерации произошло существенное обновление нормативно-правовой базы и содержания воспитания детей, обучающихся в образовательных организациях в соответствии с актуальными потребностями российского общества, мерами государственной политики. В системе образования разработано и применяется новое поколение примерных, с 2022 г. федеральных, программ воспитания на основе российских базовых и традиционных духовно-нравственных ценностей, имеющих нормативный статус. Это актуализирует проблему научно-методического обеспечения реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в разных образовательных организациях, в которых обучаются дети разного возраста (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных).

Научно-методическое обеспечение реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в образовательных организациях должно охватывать всех участников образовательных отношений: детей, их родителей, педагогов и включать комплекс методических инструментов для исследования (в дальнейшем мониторинга) ценностных ориентаций всех участников образовательных отношений, оценки профессиональной готовности педагогов, потенциала семьи в решении воспитательных задач в соответствии с федеральными (примерными) программами воспитания, оценки результатов достижения обучающимися установленных в программах целевых ориентиров результатов воспитания и факторов, влияющих на их достижение, условия воспитательной деятельности. Такой диагностический комплекс позволит получать объективную информацию о состоянии и результатах воспитательной работы в образовательных организациях в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания, выявлять негативные факторы, влияющие на воспитание обучающихся, дефициты и проблемы в организации воспитательной деятельности, планировать меры по совершенствованию профессиональной подготовки педагогов, их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.

Задачи исследования

  1. Проектирование модели диагностического комплекса исследования ценностных ориентаций участников образовательных отношений в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания. Решение задачи предусматривает теоретический анализ проблемы формирования ценностных ориентаций участников образовательных отношений в современных социокультурных условиях и разработку модели диагностического комплекса, направленного на выявление ценностных ориентаций детей, обучающихся в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных), их родителей (законных представителей), педагогов и их профессиональной готовности осуществлять воспитательную деятельность в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, установленными в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания.
  2. Исследование ориентаций педагогов на российские базовые и традиционные духовно-нравственные ценности. Решение задачи предусматривает разработку и апробацию инструментария изучения ценностных ориентаций педагогов в образовательных организациях с целью определения уровня сформированности педагогических компетенций по реализации федеральных программ воспитания и выявления дефицитов.
  3. Разработка базовой модели профессионального развития педагогов с целью формирования компетенций, необходимых для реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в образовательных организациях, достижения целевых ориентиров результатов воспитания. Решение задачи предусматривает разработку базовой модели профессионального развития педагогических работников различных образовательных организаций с целью обеспечения их готовности к формированию ценностных ориентаций обучающихся в процессе реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания.    
  4. Исследование ориентаций родителей обучающихся на российские базовые и традиционные духовно-нравственные ценности. Решение задачи предусматривает апробацию инструментария изучения ценностных ориентаций родителей (законных представителей) детей, обучающихся в разных образовательных организациях, с целью выявления воспитательного потенциала семьи в формировании у детей российских базовых и традиционных ценностей.
  5. Выявление особенностей ориентаций обучающихся разного возраста на российские базовые ценности и условий их формирования в образовательной среде. Решение задачи предусматривает разработку и апробацию комплексного инструментария исследования ценностных ориентаций обучающихся в образовательных организациях с целью оценки их направленности на российские базовые конституционные ценности, составляющие инвариантное ценностно-целевое содержание воспитания в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания, и выявления социокультурных условий и факторов образовательной среды, влияющих на их формирование.
  6. Разработка методических рекомендаций органам исполнительной власти в области образования по реализации федеральных (примерных) программ воспитания. Решение задачи предусматривает научно-методическое обоснование рекомендаций органам исполнительной власти в области образования субъектов Российской Федерации на основе результатов исследования ценностных ориентаций участников образовательных отношений, выявленных социокультурных условий и факторов их формирования у обучающихся в образовательной среде, воспитательного потенциала семьи и профессиональной готовности педагогов к реализации федеральных (примерных) программ воспитания.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты и их возможная практическая значимость (применимость):

Спроектированный с учётом анализа проблемы формирования ценностных ориентаций обучающихся различных возрастных групп в образовательных организациях в современных социокультурных условиях диагностический комплекс для исследования ценностных ориентаций участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогов) позволит осуществить разработку системного инструментария изучения ценностных ориентаций участников образовательных отношений, в последующем осуществлять мониторинг сформированности ценностных ориентаций, результатов воспитания обучающихся в соответствии с федеральными (примерными) программами воспитания, оценивать готовность педагогов к формированию ценностных ориентаций, влияние и участие родительского сообщества в реализации программ воспитания. 

Разработанный инструментарий изучения ценностных ориентаций педагогов в образовательных организациях позволит определять уровень сформированности у них педагогических компетенций по реализации федеральных программ воспитания, выявлять дефициты. Результаты могут применяться в организациях, занимающихся вопросами повышения квалификации педагогов. Модель профессионального развития педагогов с целью формирования компетенций, необходимых для реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в образовательных организациях, может использоваться в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных), служить основой для проектирования курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации по совершенствованию компетенций в области воспитания.

Разработанный инструментарий изучения ценностных ориентаций родителей (законных представителей) обучающихся позволит педагогам более обоснованно выстраивать практику взаимодействия с родителями, семьями обучающихся в воспитательной работе, полноценно использовать воспитательный потенциал семьи.

Разработанный и апробированный комплексный инструментарий исследования ценностных ориентаций обучающихся, оценки их направленности на российские базовые конституционные ценности, составляющие инвариантное ценностно-целевое содержание воспитания в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания, выявления социокультурных условий и факторов образовательной среды, влияющих на их формирование, будет использоваться в образовательных организациях при проведении анализа воспитательного процесса в соответствии с требованиями федеральных (примерных) программ воспитания.

Научное исследование опирается на многолетний опыт исследований проблем воспитания в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», в ходе которых в 2021–2022 гг. были теоретически обоснованы педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций детей, спроектирована вариативная модель формирования ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях, на основе которой разработаны и внедрены в практику примерная (решение ФУМО по общему образованию от 23.06.2022 № 3/22), федеральные (приказы Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992, 993, от 23.12.2022 № 1014) рабочие программы воспитания для общеобразовательных организаций, примерная (решением ФУМЛ по общему образованию от 01.07.2021 № 2/21), федеральная (приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028) рабочая программа воспитания для дошкольных образовательных организаций, в 2023 г. актуализирована примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций (СПО), разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях в рамках отдельных содержательных направлений деятельности педагогов (модулей) в соответствии с примерными программами воспитания.

Область применения результатов: воспитательная деятельность в системе общего образования, профессионального образования (СПО), дополнительного образования детей; система повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

Полученные результаты и разработанные материалы могут использоваться в педагогической науке, в подготовке студентов педагогических вузов, в системе общего и высшего образования, в деятельности органов управления образованием по реализации актуальной государственной повестки в сфере воспитания, образования.