Руководитель работы: Игорь Витальевич Метлик, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник
Соруководитель: Шестакова Оксана Александровна, кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе
Основные исполнители:
Игорь Витальевич Метлик, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник
Оксана Александровна Шестакова, кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе
Юлия Борисовна Берлянд, старший научный сотрудник
Татьяна Сергеевна Борисова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Анна Викторовна Бояринцева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Елена Михайловна Клемяшова, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Светлана Викторовна Лобынцева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Надежда Анатольевна Новикова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Савченко Ксения Владимировна, начальник Отдела реализации образовательных программ
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать диагностический комплекс исследования ценностных ориентаций участников образовательных отношений для выявления условий реализации федеральных (примерных) программ воспитания в образовательных организациях и их научно-методического обеспечения.
Актуальность
С учётом современных тенденций и вызовов в государственных документах стратегического планирования определены приоритеты государственной политики в области воспитания, включая обновление учебно-воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, 2015), воспитание детей и молодёжи на основе российских традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2021), защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, 2022).
В 2020–2022 гг. в Российской Федерации произошло существенное обновление нормативно-правовой базы и содержания воспитания детей, обучающихся в образовательных организациях в соответствии с актуальными потребностями российского общества, мерами государственной политики. В системе образования разработано и применяется новое поколение примерных, с 2022 г. федеральных, программ воспитания на основе российских базовых и традиционных духовно-нравственных ценностей, имеющих нормативный статус. Это актуализирует проблему научно-методического обеспечения реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в разных образовательных организациях, в которых обучаются дети разного возраста (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных).
Научно-методическое обеспечение реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в образовательных организациях должно охватывать всех участников образовательных отношений: детей, их родителей, педагогов и включать комплекс методических инструментов для исследования (в дальнейшем мониторинга) ценностных ориентаций всех участников образовательных отношений, оценки профессиональной готовности педагогов, потенциала семьи в решении воспитательных задач в соответствии с федеральными (примерными) программами воспитания, оценки результатов достижения обучающимися установленных в программах целевых ориентиров результатов воспитания и факторов, влияющих на их достижение, условия воспитательной деятельности. Такой диагностический комплекс позволит получать объективную информацию о состоянии и результатах воспитательной работы в образовательных организациях в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания, выявлять негативные факторы, влияющие на воспитание обучающихся, дефициты и проблемы в организации воспитательной деятельности, планировать меры по совершенствованию профессиональной подготовки педагогов, их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.
Задачи исследования
Предполагаемые (ожидаемые) результаты и их возможная практическая значимость (применимость):
Спроектированный с учётом анализа проблемы формирования ценностных ориентаций обучающихся различных возрастных групп в образовательных организациях в современных социокультурных условиях диагностический комплекс для исследования ценностных ориентаций участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогов) позволит осуществить разработку системного инструментария изучения ценностных ориентаций участников образовательных отношений, в последующем осуществлять мониторинг сформированности ценностных ориентаций, результатов воспитания обучающихся в соответствии с федеральными (примерными) программами воспитания, оценивать готовность педагогов к формированию ценностных ориентаций, влияние и участие родительского сообщества в реализации программ воспитания.
Разработанный инструментарий изучения ценностных ориентаций педагогов в образовательных организациях позволит определять уровень сформированности у них педагогических компетенций по реализации федеральных программ воспитания, выявлять дефициты. Результаты могут применяться в организациях, занимающихся вопросами повышения квалификации педагогов. Модель профессионального развития педагогов с целью формирования компетенций, необходимых для реализации федеральных (примерных) рабочих программ воспитания в образовательных организациях, может использоваться в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных), служить основой для проектирования курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации по совершенствованию компетенций в области воспитания.
Разработанный инструментарий изучения ценностных ориентаций родителей (законных представителей) обучающихся позволит педагогам более обоснованно выстраивать практику взаимодействия с родителями, семьями обучающихся в воспитательной работе, полноценно использовать воспитательный потенциал семьи.
Разработанный и апробированный комплексный инструментарий исследования ценностных ориентаций обучающихся, оценки их направленности на российские базовые конституционные ценности, составляющие инвариантное ценностно-целевое содержание воспитания в федеральных (примерных) рабочих программах воспитания, выявления социокультурных условий и факторов образовательной среды, влияющих на их формирование, будет использоваться в образовательных организациях при проведении анализа воспитательного процесса в соответствии с требованиями федеральных (примерных) программ воспитания.
Научное исследование опирается на многолетний опыт исследований проблем воспитания в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», в ходе которых в 2021–2022 гг. были теоретически обоснованы педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций детей, спроектирована вариативная модель формирования ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях, на основе которой разработаны и внедрены в практику примерная (решение ФУМО по общему образованию от 23.06.2022 № 3/22), федеральные (приказы Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992, 993, от 23.12.2022 № 1014) рабочие программы воспитания для общеобразовательных организаций, примерная (решением ФУМЛ по общему образованию от 01.07.2021 № 2/21), федеральная (приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028) рабочая программа воспитания для дошкольных образовательных организаций, в 2023 г. актуализирована примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций (СПО), разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях в рамках отдельных содержательных направлений деятельности педагогов (модулей) в соответствии с примерными программами воспитания.
Область применения результатов: воспитательная деятельность в системе общего образования, профессионального образования (СПО), дополнительного образования детей; система повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
Полученные результаты и разработанные материалы могут использоваться в педагогической науке, в подготовке студентов педагогических вузов, в системе общего и высшего образования, в деятельности органов управления образованием по реализации актуальной государственной повестки в сфере воспитания, образования.