Министерство просвещения Российской Федерации
Оксана Семёновна Ушакова
Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО
Доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, автор более 450 научных работ и книг по развитию речи у дошкольников.
Интервью
МЕРОПРИЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

О ПУТИ В ПЕДАГОГИКУ

Оксана Семёновна родилась 15 декабря 1936 года в Кировской области в семье педагогов, став третьей из четырех их детей. Отец работал директором школы, а мама – учительницей начальных классов. Несмотря на должность, позволяющую главе семьи трудиться в тылу, уже в первые дни Великой Отечественной войны он добровольцем ушёл на фронт. После его возвращения, в 1946 году семья переехала в Московскую область: отца перевели работать на кафедру военного искусства Военно-педагогического института.

В школу Оксана Семеновна пошла рано, так как уже в пять лет благодаря заботе старших брата и сестры, уделявших в то непростое время ей много внимания, научилась читать и писать. После поступила на дошкольный факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.

– У меня была младшая сестричка, которой я часто читала сказки и стихи. Меня искренне поражало, как сильно ребенок ее возраста интересуется окружающим, как чутко воспринимает мир. Мне хотелось больше узнать о дошкольниках, поэтому факультет я выбрала вполне осознанно и об этом решении ни разу не пожалела, – рассказывает Оксана Ушакова. – В институте я очень полюбила литературу, а также начала интересоваться методикой развития речи дошкольников – темой, которой с того момента я занимаюсь по сей день. Начиналось все с курсовых работ, выступлений по этому вопросу на небольших конференциях. После окончания вуза в 1957 году я решила продолжить обучение. Давней мечтой было получить филологическое образование.

Интерес к новым знаниям в области развития речи дошкольников был в крови. Отец Оксаны Семеновны в своё время получил два диплома о высшем образовании: один – в Кировском педагогическом институте, а другой – в Военной академии имени М.В. Фрунзе. Окончив вуз, она также продолжила обучение и поступила на литературный факультет Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской.

– Надо мной многие подшучивали, что я не хотела разлучать мужа с женой – Ленина с Крупской, – вспоминает с улыбкой Оксана Семёновна.

ВОСПИТАТЕЛЬ И МЕТОДИСТ

Практический опыт педагогической деятельности Оксана Семёновна получила после окончания дошкольного факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1957 году по распределению ее направили методистом в детский сад одного из подмосковных районов. Но в итоге по собственному желанию устроилась на другую, более низкую должность.

– Работать методистом без практического опыта в роли воспитателя? Такого я не могла допустить и поэтому уговорила заведующую, чтобы меня поставили на нужную мне должность. Я была убеждена, что для того чтобы стать хорошим специалистом в этой сфере, нужно как следует разобраться в работе воспитателя, научиться взаимодействовать с детьми. Мой аргумент оказался сильным, и я начала свой путь в педагогику с этой ступени, – делится Оксана Семёновна.

Она с большим теплом вспоминает период, когда трудилась воспитателем в детском доме.

– Это было особое время и особенные дети. Я мысленно возвращаюсь в памяти к этим моментам с благодарностью к коллегам за то, что научили работать правильно – быть энтузиастом своего дела и по-настоящему любить детей. По-другому в подобном учреждении да и в принципе в структуре образования трудиться нельзя, – отмечает Оксана Семеновна.

– Тогда я так сильно прониклась к ребятам из своей группы, что размышляла о том, чтобы всех удочерить и усыновить. До сих пор помню имена многих из них и часто думаю, кем же стали мои воспитанники?

После этого Оксана Семеновна заняла должность методиста в детском саду. Придя работать, она не только поставила перед собой амбициозную цель – добиться высочайшего уровня в решении всех задач, стоящих перед дошкольным учреждением, то есть в решении проблем физического, нравственного, умственного, эстетического воспитания, проблемы развития речи детей. Результаты не заставили себя долго ждать, детский сад занял первое место в конкурсе дошкольных учреждений Москвы, которых в то время действовало 2500. Комиссия нагрянула «в гости» неожиданно, но сотрудники не испугались внезапного визита.

– Когда детский сад ведет настоящую работу, это увидеть нетрудно, для этого учреждению не требуется готовиться заранее. Например, чтобы понять, что закаливание проходит каждый день, достаточно лишь взглянуть на ребятишек. Комиссия тогда осталась в восторге от выстроенной нами работы, – продолжает педагог.

ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ ИНТЕРЕС

В должностях воспитателя и методиста Оксана Семеновна проработала 12 лет. Накопив богатейший практический материал, преподаватель задумалась о поступлении в аспирантуру, которая позволила бы его осмыслить.

Последующие десятилетия жизни определил случай. Оксана Семеновна выступала на одной из конференций. Ее доклад заинтересовал Евгению Ильиничну Рабину, возглавлявшую в те годы лабораторию раннего развития НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Она пригласила перспективного ученого в аспирантуру. Так, в 1967 году Оксана Семеновна впервые оказалась в стенах Института, став его аспирантом. Училась в лаборатории эстетического воспитания. В те годы ее особенно привлекало изучение художественно-речевого аспекта воспитания дошкольников. По окончании аспирантуры защитила кандидатскую диссертацию «Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6-7 лет».

С 1971 года Институт стал для Оксаны Семеновны местом работы. Свой профессиональный путь она начала в качестве младшего научного сотрудника. Спустя пару лет стала старшим научным сотрудником лаборатории развития речи детей. В течение 25 лет являлась ее заведующей, а с 2015 году работала руководителем научного направления Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

– Институт был основан в 1960 году. Тогда им руководил выдающийся ученый Александр Владимирович Запорожец, которого я считаю своим первым учителем. Он безупречно организовал работу Института и проведение глубочайших исследований, объединил психологов и педагогов, дав понять, что ни одни, ни другие не смогут добиться истины без помощи друг друга, – вспоминает Оксана Семеновна. – Это был золотой век дошкольной педагогики, а люди, работающие в Институте, создали ее фундамент. У нас действовало десять лабораторий, отражающих все стороны воспитания ребенка. Одной из них стала лаборатория развития речи, основанная в 1972 году, руководителем которой назначили Феликса Алексеевича Сахина. Его я также считаю одним из моих главных наставников.

ПРОГРАММЫ И КНИГИ

В 1997 году Ушакова Оксана Семеновна получила степень доктора педагогических наук, а спустя еще год – ученое звание профессора. Под ее руководством защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций на тему речевого развития дошкольников. Педагог является автором более 450 научных и научно-методических работ, а также ряда книг, посвященных развитию речи у дошкольников и существенно помогающих в этом деле воспитателям и родителям.

Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская «Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду», многочисленные методические пособия для воспитателей, например, «Придумай слово», «Занятия по развитию речи в детском саду», «Диагностика речевого развития», «Скажи по-другому!». В них поднимаются психологические и лингвистические основы речевого развития детей в разных возрастных группах, а овладение речью рассматривается как творческий процесс. Также под руководством Оксаны Семеновны разработано шесть компьютерных программ, написана программа для немецких детских садов.

Практическое значение исследований, проведённых Оксаной Семеновной, а также под ее руководством, определяется тем, что их результаты широко используются в дошкольно-образовательных учреждениях страны и за рубежом. Книги, автором которых она является, адресованы большому кругу читателей – преподавателям, студентам, воспитателям и методистам детских садов, родителям.

Сегодня при определении готовности детей к школьному обучения, а также для контроля за динамикой речевого развития в ходе воспитательно-образовательной работы по программе обучения родному языку используется методика проверки уровня речевого развития дошкольников, огромный вклад в которую внесла Оксана Семеновна.

Сейчас Оксана Семеновна занимается выпуском новой программы по развитию речи «Родник», в которую также войдут методические пособия предназначенные для работников дошкольных образовательных организаций, воспитателей и методистов.

– В основе программы «Родник» лежит интеграция проблемы развития речи в другие аспекты воспитания – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Именно интеграция поможет детям дошкольного возраста понять богатство родной речи, развить интерес к другим явлениям действительности. Еще одна особенность этой программы – опора на те ориентиры воспитания подрастающего поколения, которые лежат в основе совершенствования общества: Родина, русский язык, культура, искусство, природа, семья, дружба, спорт. С этими ценностями важно знакомить ребенка именно в дошкольном возрасте в процессе развития речи, создавая фундамент личности, – рассказывает Оксана Семеновна. – Большое внимание в программе мы уделяем такому ориентиру, как семья. Важно, чтобы воспитатели, развивая речь ребятишек, привлекали родителей. Мы предлагаем конкретные занятия, например, ребенок может сочинить рассказ, а мама или папа нарисовать к нему иллюстрацию. Или родитель может придумать историю, а малыш сделать рисунок. После выполнения подобных упражнений дети начинают проявлять интерес к вопросам языка, говорить образно и выразительно, а отношения в семье становятся крепче.

Конечная цель программы – помочь педагогам сформировать у детей дошкольного возраста языковую картину окружающего мира и воспитать языковую личность на этой основе, развитие которой продолжится в школе.

– В настоящее время наблюдается большое число проблем, в решении которых нуждается наш язык. Одна из них – его экология. Сегодня язык невероятно засорен уже на уровне дошкольного возраста. Будем работать и над этим, – резюмирует Оксана Семеновна.


Текст: Карина Прокудина


Фото