Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
Научные публикации
03.12.2019

Воспитательный потенциал современной семьи и социально-педагогические механизмы его развития и реализации

Монография посвящена проблемам воспитания детей в семье и роли образовательных организаций по выявлению дополнительных ресурсов семьи, способствующих повышению результативности воспитательных действий.

Монография подготовлена в рамках государственного задания No 073-0092-19-00 на 2019 год ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».

02.12.2019

Ценность детства в современном мире и образовании

В монографии представлена часть проведенных автором многочисленных исследований феномена детства конца ХХ – начала ХХI веков. Детство как ценность открывается через все богатство традиции: детский фольклор и быт, детская игра и игрушка, детские представления о будущем, о добре и зле и др.

Книга адресована психологам, педагогам, специалистам в гуманитарной сфере, родителям и всем, кому интересно современное детство.

18.05.2019

Материалы научно-практической интернет-конференции «Воспитание в условиях неопределенности»

Издание содержит видео научных дискуссий, статьи участников конференции и их обсуждение, описание практического опыта участников конференции по проблемам осмысления сущности неопределенности как условия современной педагогической деятельности, описание практик педагогической деятельности в ситуации неопределенности и рисков современного мира, самоорганизации детей и взрослых в учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.

18.05.2019

Педагогическая наука и практика

В сборнике представлены материалы научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика. Из опыта реализации актуальных научных идей» (Шатура, сентябрь 2018 год), проведенной в рамках реализации проекта «Сетевое научно-педагогическое партнерство».

03.04.2019

Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Том 1

В сборник научных статей включены статьи, подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»: «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования» и «Развитие механизмов социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений».

Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям педагогического образования, педагогам образовательных организаций, руководителям детских общественных организаций.

17.01.2019

Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства

В монографии раскрываются исторические предпосылки, теоретико- методологические основания, содержание и технологии социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства как территории развития детства.

Она адресована исследователям, занимающимся проблемами социальной педагогики и социальной работы, представителям властных структур, специалистам социальной сферы.

10.01.2019

Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе

В книге всесторонне рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия государства, семьи, религиозных организаций как социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе, системе общего образования Российской Федерации. Издание адресовано специалистам и работникам в сфере образования, участвующим в совместной деятельности социальных субъектов, направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодѐжи, а также всем, интересующимся данной темой. 

Издание подготовлено в рамках государственного задания ФГБНУ ИИДСВ РАО по проекту № 27.9397.2017/8.9 «Педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».

10.01.2019

Современные методы обучения в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы

Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках государственного задания ФГБНУ ИИДСВ РАО по проекту № 27.9413.2017/8.9 «Теоретико-методологические основы, модели и технологии развития профессионального социально-педагогического образования».

Учебно-методическое пособие для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования.

10.01.2019

Образование для устойчивого развития: экологическая этика

В пособии представлен опыт экспериментальной работы учреждений общего и дополнительного образования Москвы, Коломны Московской области и Красноярска по реализации концепции гуманитарно-экологического образования «Экологическая этика».

Научно-методическое обеспечение гуманитарно-экологического образования и эколого-этического воспитания создается в содружестве науки и практики. В издание включены теоретико-аналитические материалы и методические разработки, которые удачно отражают концептуальные положения и выстраиваются в единую систему подходов и технологий экологической этики на уроке и во внеурочное время.

10.01.2019

Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Том 1

В первый том сборника научных трудов включены статьи, подготовленные научными сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках разработки теоретических и методических основ развития воспитания; проблем социализации детей и молодежи; психолого-педагогических проблем детства.

Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям психолого-педагогического образования, педагогам образовательных организаций.

20.12.2018

Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Сборник научных трудов

Во второй том сборника научных трудов включены статьи по результатам исследований в рамках госзадания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», в рамках разработки теоретических и методических основ развития воспитания; проблем социализации детей и молодежи; психолого-педагогических проблем детства, некоторые доклады и тезисы докладов на V Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей и V Всероссийском съезде работников дошкольного образования.

Сборник адресован научным сотрудникам, преподавателям учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям психолого-педагогического образования, педагогам образовательных организаций

15.08.2018

Примерная программа вариативного учебного курса по религиозной (православной) культуре

Примерная программа вариативного учебного курса по религиозной (православной) культуре в рамках обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 5-9 классах разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Программа включает содержание курса, ориентированное на достижение целей реализации предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, формирование личности школьника, разделяющего российские традиционные ценности, а также тематическое планирование, характеристику результатов освоения курса, изучения его содержания школьниками.

09.08.2018

Дополнительное профессиональное образование педагогов в области воспитания и социализации

Сборник содержит комплект вариативных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогов в области воспитания и социализации. Содержание разработано с учетом приоритетов Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, содержания действующих образовательных стандартов, требований профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

Программы апробированы в ходе курсов повышения квалификации на базе институтов Российской академии образования. Программы являются тематическими и ориентированы на различные категории работников образования, организующих и осуществляющих воспитательную деятельность с детьми разного возраста в образовательных организациях.

16.07.2018

Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи

Издание включает в себя подборку статей, актуализирующих идеи развития социальной активности детей и молодежи в процессе воспитания и социализации в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Раскрыты представления о социальном потенциале молодежи и перспективных моделях его реализации.

13.07.2018

Воспитание в процессе обучения и в семье

В учебно-методическом пособии рассмотрены перспективные социально-педагогические направления развития воспитания и социализации детей в контексте Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. 

Пособие предназначено для педагогов общеобразовательных учреждений, специалистов в области воспитания, слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

13.06.2018

Взаимосвязь школьного литературного образования и предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

В научном докладе раскрыты педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших подростков на уроках литературы в связи с введением предметной области по основам религиозных культур и этики. Выявлены проблемы школьного литературного образования, психологические особенности современных подростков, их ценностные ориентации в контексте задач духовно-нравственного воспитания личности.

Материалы доклада могут быть использованы в научно-методическом обеспечении процесса интеграции школьного литературного образования и новой предметной области по основам религиозных культур и этики.